Мотивация обучения – основное условие успешности обучения
Что побуждает школьников учиться?Почему школьники, имеющие одинаковые условия обучения, учатся с различной эффективностью?Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации
Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем.Мотив (от лат )- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения.Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Мотивацию надо специально ФормироватьРазвиватьСтимулировать
Какие факторы влияют на процесс мотивации? Содержание учебного материалаОрганизация учебной деятельностиСтиль педагогической деятельности учителя
Содержание учебного материала Аналитический характер преподнесения материалаПодчеркивание привлекательных сторон содержанияЗадания с интересным содержаниемПоказ значимости знаний, уменийМежпредметные связи
Организация учебной деятельности3 этапа:МотивационныйПознавательныйРефлексивно-оценочный
Мотивационный этап Сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данную тему, какова основная учебная задача данной работы.Создать проблемную ситуациюСформулировать основную учебную задачуВыяснить, что нужно знать и уметьПредъявить требования к работе.
Познавательный этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации: чередование разных видов деятельности, оценивание (положительные или отрицательные эмоции)
Рефлексивно-оценочный этап Мотивация завершения:каждый ученик должен выйти из деятельности с позитивным личным опытом
Формирование положительной мотивации учения. При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности.Спрашивайте у него: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки скажите ему: «Ты сегодня сделал шаг вперед, завтра будет еще лучше».Проводите индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату деятельности.Учащимся, которые уже усвоили и выполнили задание, дайте дополнительные задания более высокой сложности.Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.В начале изучения темы информируйте класс о том, чему дети должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.Предлагайте ученикам самим выбрать уровень сложности заданий.Предлагайте одаренным и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы освоения темы.
Помогайте ученикам.Если ребенок делает ошибку или его работа не выполнена на достаточно хорошем уровне, предложите пересмотреть, исправить.Пытайтесь выходить из сложных ситуаций с юмором, иногда ведь ошибки бывают и веселыми. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда.После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с эти справились.Старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач.
Сделайте ситуацию успеха достижимой.Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигали бы успеха, чем терпели неудачу.Если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбейте ее на более мелкие порции.Выбирайте адекватную методику преподавания предмета, старайтесь держать в центре внимания не предмет, а ребенка. Смелее делайте урок более привлекательным и интересным.Используйте загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым вы обучаете.Попробуйте по-новому оформить классное помещение, измените расстановку парт. Обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку и пассивность.