ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИФормы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.Педагог-психологШевченко Ольга ГригорьевнаМАДОУ «Детский сад № 424»Г. Пермь
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Формы взаимодействия с семьей
Теоретический аспектметод (от греч. Methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.Формы работы делятся на – активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на:
Многообразие форм и активных методов общения с родителями
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Совместные мероприятия педагогов и родителейРодительские собранияКонференцииКонсультацииБеседыВечера для родителейКружки для родителейТематические выставкиДиспутыПедагогические советыПопечительский советВстреча с администрациейШкола для родителейПосещение семей на домуРодительский комитет
Причинами сложностей организации проведения мероприятий являются:недостаточное знание специфики семейного воспитания;неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детейДни открытых дверейТурниры знатоковКружкиКВН, викториныПраздникСемейные конкурсыВыпуск газетыПросмотры фильмовКонцертыОформление группСоревнованияБлагоустройство ДОУ и территории
Формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др. Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Многообразие формВиды родительских собраний: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые. Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовим выставки работ детей, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.Тема конференции всегда конкретная, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».Практикум.Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и детского сада и т. д.Открытые занятия.Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагогов.
Педагогическая дискуссия.Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного воспитания, например: «Умеете ли вы любить своего ребенка?».Ролевые игры.Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из детского сада» и т. д.Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.
Индивидуальные тематические консультации.Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей, этим не следует пренебрегать.Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.Консультации полезны и для педагога и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.Посещение семьи.Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.Посещение семей, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Переписка с родителями.Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в саду, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
Слагаемые успешного общенияжелание пойти на контактзаинтересованность в общениивидение в другом равного партнераготовность принять иную точку зрениявыбор интересных значимых темтактичность
Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики.Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
Список литературы:Е. П. Арнаутова Педагог и семья, Москва 2002 г.Е. П. Арнаутова Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника, Москва 1994 г.