высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одарённость. Так, общая умственная одарённость проявляется в овладении всеми видами деятельности. Специальная одарённость связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.).
Одарённость к искусству выступает раньше, чем к наукам Одарённость к искусству выступает раньше, чем к наукам (особенно рано может проявиться одарённость к музыке, затем к рисованию).
Оригинальность,Любознательность,Прекрасно развитая речь,Воображение,Интуиция,Творческое мышление,Эмоциональность,Чувство юмора,Творческое отношение к заданию.
У всех одарённых детей ярко выражена У всех одарённых детей ярко выражена исследовательская потребность, поиск нового, удовольствие от созидательной работы.
специальные школы (напр. музыкальная, художественная, математическая и т.д.), специальные школы (напр. музыкальная, художественная, математическая и т.д.), разнообразные кружки и студии, детские технические станции,проведение школьных олимпиад, конкурсов и фестивалей художественно-творческой направленности и т.п.
Так же, и Так же, и об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека. Не существует ни теории, ни методов его диагностики. Поэтому, понятие Талант - не столько научное, сколько «житейское». Формирование и развитие таланта зависит от собственной активности и условий жизни ребёнка.
Одаренность ребёнка, Одаренность ребёнка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врождённые задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды.
«Развитие одарённости«Развитие одарённости не зависит от наследственности, а от культурной среды, в которой растёт ребёнок, зависит значительно».
Специалисты по работе с одарёнными детьми давно заметили, что важнаСпециалисты по работе с одарёнными детьми давно заметили, что важна семейная атмосфера, система семейных ценностей.
Все родители поощряют и желали бы развивать в своём ребёнке познавательные потребности и различные способности. Все родители поощряют и желали бы развивать в своём ребёнке познавательные потребности и различные способности. Но, только, делают они это, естественно, по-разному. Основных таких воспитательных стратегий три.
Такие родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы. При определённой настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Такие родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы. При определённой настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты.НО! Нередко у ребёнка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребёнка – вплоть до полной потери интереса.
Эта категория родителей считает, что определять способности и развивать их в ребёнке должны специально подготовленные люди. Эта категория родителей считает, что определять способности и развивать их в ребёнке должны специально подготовленные люди. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребёнка несомненная.НО! При условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.
Такие родители не стремятся контролировать развитие способностей ребёнка. Зато предоставляют ему возможности для выбора. Такие родители не стремятся контролировать развитие способностей ребёнка. Зато предоставляют ему возможности для выбора. Самое главное в таких семьях – атмосфера ярких интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, посещают выставки, не навязывая это ребёнку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие.Как оказалось, такая стратегия – самая эффективная.
Одарённый ребёнок часто отличается от всех как «белая ворона». Одарённый ребёнок часто отличается от всех как «белая ворона». Одарённость обычно порождает ряд проблем. И поэтому, взрослым людям, окружающим такого ребёнка, необходимо понимать его проблемы.
Часто одарённый ребёнок ставит перед собой почти невыполнимые задачи, увлекшись так, что не всегда рассчитывает свои силы.Часто одарённый ребёнок ставит перед собой почти невыполнимые задачи, увлекшись так, что не всегда рассчитывает свои силы.Любые неудачи «чудо-чадо» воспринимает как личную трагедию и драму.Одарённый ребёнок чувствителен настолько, что реагирует не только на слова, но и на интонацию, и жесты. Любая небрежная реплика им может восприниматься как критика в свой адрес и вызвать чувство вины, и даже ощущение отверженности, значительно занизив самооценку.
Остро реагирует на всякую несправедливость, пытается её исправить, нередко оказываясь вовлеченным в конфликтную ситуацию.Остро реагирует на всякую несправедливость, пытается её исправить, нередко оказываясь вовлеченным в конфликтную ситуацию.Одарённый ребёнок непроизвольно способен унижать тех, кто рядом, не понимая того, что кто-то мир воспринимает по-другому и не так одарён, как он.Им часто недовольны воспитатели и учителя – ведь ребёнок, «выбивающийся» из общей массы класса – неудобный ребёнок.
Нетерпеливость, порывистость ершистость в суждениях – отличительные черты одарённых детей – создают трудности в общении.Нетерпеливость, порывистость ершистость в суждениях – отличительные черты одарённых детей – создают трудности в общении.Незаурядность ребёнка приводит к тому, что у него почти нет друзей, часто он чувствует себя изгоем, способен разочароваться в себе и, чтоб заинтересовать собой детей, становится для них паяцем, клоуном, шутом.При определённой одарённости этот ребёнок порой обескураживает несовершенством физических характеристик, более всего – моторика.Он отличается удивительно ярким воображением, поэтому его страхи во сто крат «страшнее», чем у сверстников.
Главное, Главное, что требуется от взрослых, окружающих одарённого ребёнка – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Поощряйте самостоятельность ребёнка (конечно, если это не наносит вред), не мешайте желанию ребёнка сделать что-то по-своему.Поощряйте самостоятельность ребёнка (конечно, если это не наносит вред), не мешайте желанию ребёнка сделать что-то по-своему.Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.
Развивайте чувство меры в отношении детей к творческой деятельности – избегайте перенапряжения и однообразия.Уважайте точку зрения ребёнка, какой бы она не казалась «глупой» и «неправильной», не подавляйте своей «правильной» точкой зрения.
Не смейтесь и не критикуйте работы ребёнка, какие-то необычные образы, возникшие у него, ведь кроме обиды это может вызвать страх «ошибиться», желание отказаться от деятельности Не смейтесь и не критикуйте работы ребёнка, какие-то необычные образы, возникшие у него, ведь кроме обиды это может вызвать страх «ошибиться», желание отказаться от деятельности из-за страха потерпеть неудачу, отбить охоту к дальнейшим творческим поискам, попыткам и экспериментам.
Список используемой литературы:Список используемой литературы:Акимова Г. Стань креативным. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008.Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. – М.: Дрофа-Плюс, 2007.Мейснер Т. Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности. – М.: Издательство: Издательство "Крон-Пресс", 1997 Большой психологический словарь/Под ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм –ЕВРОЗНАК, 2003.