Диагностика эффективности воспитания и социализации в учебной и внеучебной деятельности Калугина Наталья Андреевна, зав.кафедрой ПиП ХК ИРО, к.псх.н.
Диагностика эффективности основывается на психолого-педагогической Психолого-педагогическая диагностика – это особый вид деятельности педагога, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества.
Цель диагностики - Выяснить, являются ли ( и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностическая деятельность педагога выполняет следующие функции: контрольно-корректировочную (состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания);прогностическую (означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем);
воспитывающую (состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся.
Таким образом, психолого-педагогическая диагностика в деятельности педагога в его профессиональных ценностных ориентациях обеспечивает обратную связь в воспитательной системе.
Методы психолого-педагогической диагностики
Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие "методология" имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
В вою очередь, теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-диагностических методах. В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности " (Большой энциклопедический словарь, 1998. С. 724; аннотация).
Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если он правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
В свою очередь, методы психолого-педагогической диагностики конкретизируется в диагностических методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического изучения, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.
Психолого-педагогическая диагностика располагает своим кругом методов, т. е. способов изучения личности. К ним относятся общенаучные (наблюдение), психодиагностические (опросники, тесты), педагогические (анализ школьной документации, изучение результатов деятельности школьников).
Основная проблема педагогических измерений Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется. Более того, большинство психолого-педагогических параметров (признаки, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), о которых можно судить лишь косвенно, по их проявлениям, т. е. весьма приближенно.
Методы сбора информации Возможности педагогических измерений реализуются в методах сбора и получения информации, которые представляются тремя большими группами;методы наблюдения; методы изучения документации педагогического процесса и продуктов деятельности учащихся; опросные методы
Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий.Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности.
Первый предмет диагностики – это личность самого воспитанника В каком направлении происходит развитие личности ученика?На какие ценности он ориентируется?Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
МЕТОДИКИ: Наблюдение (за поведением и эмоционально-нравственном состоянии школьников в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в ролевых, деловых играх, в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам;Анализ письменных работ школьников: дневников, эссе и т.д.
Второй предмет диагностики – это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика Методика А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив»Социометрия.
Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога Действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ученика и детскую общность;Действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;Действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателя;Действия педагога как субъекта взаимодействия с «Выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.
Критерий (средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса. Например, творческие успехи учащихся.
Показатели – данное, по которому можно судить о развитии, состоянии объекта.Показатель отражает измеряемую сторону критерия.
Индикатор – качественная или количественная характеристика показателя.
Критерий - Личностный ростЛичностный рост – развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отожествляет себя личность.Показатели личностного роста:- ценностное отношение к миру;- ценностное отношение к людям;-ценностное отношение к себе.
Индикаторы личностного роста
Критерий – детский коллектив Показатели детского коллектива:- воспитательный потенциал;- самоуправление
Индикаторы детского коллектива
Критерий – Профессиональная позиция педагогаПозиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. Показатели профессиональной позиции педагога:- отношение педагога к ребенку с позиции учителя ;- отношение педагога к ребенку с позиции воспитателя.
Индикаторы профессиональной позиции педагога
Критерий – Организационные условияПоказатели организационных условий :- предметно-эстетическая среда;- детские объединения;- подготовка специалистов в области воспитания .
Спасибо за внимание!