Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника Учитель начальных классов высшей категорииСемёнова Светлана Владимировнаг. Северодвинск2009
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно - ориентированное обучение являются: Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления Технология когнитивного обучения Технология обучения в глобальном информационном сообществе Технология решения изобретательских задач
Развитие критическогомышления черезчтение и письмо Технологические этапы1 этап –стадия «Вызов»Актуализация имеющихся знаний учащихся,пробуждениеинтереса к получениюновой информацииРабота с текстомдо чтения.2 этап –стадия «Осмысления»Достижение пониманиятекста на уровнесодержания.Работа с текстом во время чтения.3 этап –стадия «Рефлексия»Достижение понимания основной мысли,выработкасобственной позиции.Работа с текстомПосле чтения.
ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧПФормирует умение самостоятельно работать с текстом.Способствует организации диалоговых отношений читателя и произведения.Учит создавать собственные творческие письменные работы.Позволяет проводить всё обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
Стратегия «ИНСЕРТ»Приёмы разметки текста ! НОВОЕ + ЗНАЮ ? НЕПОНЯТНО
Таблица тонких и толстых вопросов
Приём – составление кластераКластер – графическая форма изложения текста ( с помощью рисунков или слов )
КЛАСТЕР Как справиться с тревожностьюКАКУЮ ЭМОЦИЮ ИСПЫТЫВАЕШЬ?ПОЧЕМУ?
СИНКВЕЙН (фр.«пять»)ТЕМА (одно существительное)ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (2 прилагательных)ДЕЙСТВИЕ ТЕМЫ (3 глагола)ФРАЗА ИЗ 4 ЗНАЧИМЫХ СЛОВСИНОНИМ
СИНКВЕЙН «Тревога»Тревога.Долговременная, беспокойная.Нервничаем, паникуем, боимся.Тревога – отрицательное негативное состояние.Сильная эмоция.
Синквейн «Тревожность» Кратковременная, неопределеннаяНервничаем, волнуемся, не понимаемСильнее, когда ситуация важнаВолнение
АЛГОРИТМ «Как победить тревогу»
Диагностика показала, что к 5 классу 92% учащихся могут:правильно формулировать разные типы вопросовсоставлять кластеры по изучаемому материалу и сюжетные таблицы по прочитанному произведениюсамостоятельно обобщать информацию в форме синквейна
Результативность внедрения технологии РКМЧП Наблюдается возрастание мотивации к образовательному процессу, развитие мыслительных возможностей, гибкости мышления; положительная динамика в освоении общеучебных умений и навыков. Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать свое мнение, наблюдается повышение качества знаний, рост желания вступить в диалог, поделиться информацией.
Качество знаний учащихся по основным предметам (выпуск 2006 года) 3 класс4 классРусский язык92 %94%Чтение100 %100%Математика88,8 %96 %
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!