Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы Гиннэ Светлана Анатольевна, учитель II квалификационной категории НОУ школы-интерната № 24 ОАО "РЖД"
Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего не надо! Е. Н. Ильин
Сей! Что? Сей! Как? Сей! Зачем?
Теория + практика = поиск.Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения.
Методика критического мышления включает три этапа (стадии): Вызов Осмысление Рефлексия
Задачи первой стадии – «Вызова»: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
обозначает часть обозначаетдействие предмета речи действие предмета изменяется глагол изменяется по числам по временам изменяется имеет отвечает на вопросы по родам вид что делать? что сделать?
Задачи второй стадии – «Осмысления»: - получить новую информацию;- осмыслить ее;- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Задачи третьей стадии – «Рефлексии» осмыслить, обобщить полученную информацию;- присвоить новые знания, новую информацию, полученную на уроке;- сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Методические приемы стадии «Вызов»: «Корзина идей, понятий, имён…«рассказ- предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения;перепутанные логические цепочки и другие
Кластер Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Методические приемы стадии «Осмысление»: Работа с текстомРабота со схемой, таблицейПросмотр эпизода из фильмаМатериал учебника
Прием «Инсерт» Маркировочные знаки:«!» — Я это знал.«+» — Новое для меня.«–» — Вызывает у меня сомнение. «?» — Вопрос.
Маркировочная таблица ЗУХ
Урок в 5 классе по теме «Суффикс» «+» - я это знаю«-» - этого я не знаю
Урок в 5 классе по теме «Суффикс»
Методические приемы стадии «Рефлексия»: заполнение кластеров, таблиц;возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы;написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант;исследования отдельных вопросов темы и другие
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Правила написания синквейна:1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Сравним:
Задания могут быть различными: составить синквейнопределить тему синквейна (слово в первой строке), просмотрев имеющиеся строчкисоставить рассказ по готовому синквейнунайти ошибку.
Написание эссе Кто утопил Муму?1. Герасим?2. Барыня?3. Степан, передав приказ барыни?4. Политическая ситуация?5. Общественное мнение?6. И.С.Тургенев? Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ, оформи свои мысли в сочинении-эссе
Сегодня на уроке я узнал …В группе работать мне было…, потому что …Помогал мне …Мешал мне ...Больше всего мне понравилось…Труднее всего было …
Приемы развития критического мышления формируют: Способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать;Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно;Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы;Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.
Спасибо за внимание