Смолякова Надежда Александровнаучитель русского языка и литературы1 квалификационная категориястаж педагогической работы 28 лет
«Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Цель: Развитие национального самосознания учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Развить познавательный интерес и творческие способности учащихся на основе использования личностно- значимого краеведческого материала. Выявить социокультурный потенциал «малой родины» для развития чувства принадлежности к своей стране. Организовать поисково-исследовательскую деятельность по изучению родного края. Сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Анкета - план Условия возникновения опыта - Местонахождение села, его история. - Встречи со старожилами, запись их рассказов. - Участники Великой Отечественной войны и ветераны труда. - Известные люди села сегодня. - Народные умельцы. - Традиции, будни и праздники. - Настоящее и будущее села. - Сбор экспонатов для музея. - Фотографирование. - Оформление стендов, альбомов.
Духовное безразличие и пассивность современных подростков Предпочтение материального духовному, нравственному и интеллектуальному Забвение национальных традиций в обществе и в семье Иван Матвеевич Снычев, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский «Родные святыни — это и история своей земли с её победами, поражениями, печалями, это и святоотеческие имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка... Это русский народ, его традиции. Объединиться вокруг святынь — значит узнать их, понять, почувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, связь с Отчизной, землёй отцов и дедов своих, гордость за Россию, горячее желание разделить свою судьбу с судьбой страны, благоустроить её и защищать. Десятилетиями массы людей отказывались от своего народного, национального языка, от всего родного: истории, культуры, от своей родословной. И миллионы подростков воспитывались нигилистами, «иванами, не помнящими родства». Чувство единения со своим народом, общности, знание и уважение истории своей земли, традиций своего народа, своей культуры, литературы, музыки, понимание народного характера, его стержня — вот лишь некоторые основы возрождения народного самосознания. А главное — связь с землёй отцов и дедов, корнями, питающими душу человека».
Новизна опыта Взаимосвязь учителя-предметника, классного руководителя и специалистов дополнительного образования Использование местного краеведческого материала как средства обучения с целью формирования культуроведческого компонента на уроках русского языка Включение материала исследовательских проектов в содержание уроков и во внеурочную деятельность. Новизна опыта
2. Идея сотворчества. совместные вечера походы участие в акциях «Милосердие», «Фронтовое письмо», «Фронтовые фотографии» создание музея « Моя малая родина- село Новое» 1. Идея интеграции уроков русского языка, литературы и краеведения.
3. Идея расширения связей с окружающим миром 4. Идея взаимодействия детей разного возраста. участие в районных и областных мероприятиях: - краеведческие конференции - литературные праздники - конкурсы чтецов - конкурсы сочинений - конкурсы рисунков - конкурсы газетных статей уроки в музее встречи с интересными людьми
МУЗЕЙ Литературное направление Великая Отечественная Война Военная история России Культурное наследие Летопись родного края Исторический Некрополь Родословие Экология «Романтик правды» «Люди и судьбы» «Писатель-земляк Светозаров Виктор Алексеевич» «Без любви родники умирают» «Русская изба» «Забытое на Родине имя-библиограф Масанов Иван Филлипович» «Село Новое. История создания и развития» «История Ильинского храма» «Преданье старины глубокой» «Воины - интернационалисты» «И помнит мир спасенный» «Страницы из жизни парашютно- десантного батальона» «Моя родословная»
Участие в открытии мемориальной Доски на родине писателя в селе Суромна Суздальского района Комплексный анализ текстов 5 класс Сценарий сказки «Лиса, волк, медведь и заяц» 6 класс Спектакль Сказка «Лиса, волк, медведь и заяц» 6 класс Для самостоятельного чтения. Сказки Светозарова В.А. 5 класс Воспоминания писателя о Шолохове М.А., Есенине С.А. (использование на уроках) Игра «Умники и умницы» 5-6 класс «Писатель-земляк Светозаров Виктор Алексеевич»
Презентация на литературно-краеведческой конференции Изложение по рассказу В.А. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой». 5кл. Литературно-краеведческая выставка «Певец родного края» Урок ,11кл. «Цена хлеба»(по рассказам «Мошенники» и «Каравай заварного хлеба» Экскурсия в Алепино, Черкутино «Романтик правды» Солоухин Владимир Алексеевич
Забытое на Родине имя – библиограф Иван Филиппович Масанов В.М. Карпов - поэт-композитор. Рецензия. Стихи о Родине 9 класс Внеклассное Чтение «Из блокнота писателя» 7 класс Презентация на литературно- краеведческой конференции Пащенко Леонид Никитич «Жизнь и творчество. «Завещание» 11 класс Урок, 8 класс «А был ли мальчик?» по повести Л.Д.Басовой «Зойка и пакетик» «Люди и судьбы»
Презентация на краеведческой конференции Экскурсия по музею Интервью – жанр публицистики Воины – интерна- ционалисты Презентация на районной и областной конференциях Экскурсия «Жизнь односельчан в годы Вов.» Статья из фронтовой газеты «Расчет Кавалеров ордена Славы» Великая Отечественная война
Творческие работы «Моя мама», «Моя бабушка»,, «Мой папа» Сочинение – исследование «Моя родословная» Творческая работа «История одной фотографии» «Родословие» Экология «Без любви родники умирают» Комплексный анализ текста 9 класс Творческая работа. «Живи, родник, живи»
Критерий результативности включения регионального материала Критерии сформированности эмоционально-ценностного отношения показатели Наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно- исторического наследия Активная познавательная позиция школьника Широкая информированность Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края
Результативность Разработано 8 направлений краеведческой деятельностиСформирована система взаимодействия с социумомСоздан музей «Моя малая родина – село Новое»
презентация на районной литературной конференции, 2004г. «Романтик правды» (жизненный и творческий путь Солоухина)» 1 место на районной краеведческой конференции « Отечество», 2005г. «Страницы истории из жизни парашютно-десантного батальона на Суздальской земле» 2 место в районной краеведческой конференции «Отечество»,2003 г., удостоена Диплома 2 степени за занятое 2 место на областной олимпиаде школьников по краеведению, 2005г. «Преданье старины глубокой (Новосельский старообрядческий некрополь)» 1 место в районной краеведческой конференции, 2002г. «Люди и судьбы» - жизнь и творчество писательницы, журналиста Басовой Л.Д. и поэта, переводчика Пащенко Л.Н. 1 место в районной краеведческой конференции, 2002г. «Воины- интернационалисты» 1 место в районной краеведческой конференции, на областной конференции была удостоена диплома, 2001г. «История Ильинского храма» 1 место в районной краеведческой конференции «Отечество»,2000г. 1 место в областной краеведческой конференции школьников, посвященной празднованию Дней славянской письменности 2001г. Данная работа вошла в сборник « Материалы областной краеведческой конференции школьников, посвященных празднованию дней славянской письменности и культуры» «И помнит мир спасенный» Место Исследовательские проекты Итог поисково-исследовательской деятельности
Участие в районных олимпиадах по русскому языку и литературе:2002 г.- 9 класс – 3 место2004 г.- 11 класс – 4 местоЭкзамены:2002 г. – устный экзамен по русскому языку -19 человек, 42 %Причина выбора: - имею хорошие знания, уверен в себе; - предмет нужен при сдаче экзамена при поступлении в учебное заведение;2002 г. - из 9 поступавших в колледжи вступительный экзамен по русскому языку (диктант) написали на «5» - 6 человек «4» - 2 человека 2004 г. – защитили сочинение на серебряную медаль 2 ученицы, успешно поступили во Владимирский политехнический университет. 2006 г. – выпускница Цикулаева Н. при сдаче ЕГЭ по русскому языку набрала из 100 баллов – 96. Это самый высокий результат по Суздальскому району.
Позитивная динамика учебных достижений за последние 3 года 5 класс 6 класс
Анализ качества личности учащихся 9 класса. (Сводная таблица результатов 2004-2005, 2005-2006 гг.) - - - - - - - 20 % - 10% 20% 40% 10% 30% - 20% Н 10% 10% 20% 50% 20% 50% 60% 40 % 40% 60% 30% 10% 40% 40% 30% 30% С 90% 80% 80% 50% 80% 50% 40% 40% 60% 30% 50% 50% 50% 30% 70% 50% В 2006 2005 2006 2005 2006 2005 2006 2005 2006 2005 2006 2005 2006 2005 2006 2005 год Интерес к истории своего края Культура речи обще- ния Интерес к родной культуре Актив- ность в учебе Терпи- мость Инициа- тив- ность Ответст- венность за поручен-ное дело Уважение к старшим В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребенка. По результатам мониторинга динамики показателей параметров духовно-нравственных качеств личности учащихся наблюдается переход из низкого уровня в средний, из среднего в высокий, то есть наблюдается рост.