ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ младших школьников на уроках русского языкаИз опыта работы
Способности не только проявляютсяи существуют в деятельности, онив деятельности создаются и вдеятельности развиваются. Б. М. Теплов
Термин интеллект появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – наполовину, а к 12 годам – на три четверти. По данным некоторых учёных, сроки общего умственного развития младших школьников ещё более ранние и, соответственно, отводится ещё большая роль детства в этом процессе.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и с охотой усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особых усилий у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи. Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
У детей младшего школьного возраста резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача нас, взрослых, - всячески способствовать их реализации, не нарушая вместе с тем гармоничности этого развития, обеспечивающей ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.ВОСПРИЯТИЕ – целостное отражение предметов, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Это познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания. Для младших школьников восприятие играет огромную роль в овладении навыков письма, чтения. У детей этого возраста необходимо развивать умение замечать навыки анализа, выделения совокупности свойств и предметов.
ВООБРАЖЕНИЕ – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. В. помогает представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе его деятельности.В раннем школьном возрасте воображение является важной предпосылкой обучения: ребёнку нужно представлять ситуации, создавать образцы, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы к другой. Цели развития и коррекции воображения: развитие склонности к фантазированию в соответствующих видах творческой деятельности; развитие стремления к достижению реальной цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию волевой сферы ребёнка; развивать воображение в творчестве, как одном из путей, ведущих к познанию и освоению окружающего мира, к поиску в нём собственного пути.
ВНИМАНИЕ – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.Основные характеристики внимания: избирательность, объём, распределение, концентрация, переключаемость. У детей младшего школьного возраста необходимо развивать произвольное внимание, т.к. оно тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания.
ПАМЯТЬ – способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни. Память учащихся начальной школы можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания – определённый уровень развития мыслительных операций. Все задания, направленные преимущественно на формирование умственных действий, в той или иной мере способствуют и развитию памяти. Психологи отмечают: в начальных классах у детей наступает особая способность к развитию мышления и памяти. В это время они любят сравнивать, анализировать, классифицировать. Но это увлечение не придёт само собой, если мы, взрослые, не подготовим для этого почву.
МЫШЛЕНИЕ – это психологический процесс познания, связанного с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление– одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности.Цели развития и коррекции мышления у детей младшего школьного возраста: развивать на основе наглядно-образного М.(это познание с помощью представлений предметов и явлений) словесно-логическое М.(познание с помощью понятий, слов, рассуждений);развивать скорость мышления, мыслительные процессы обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков;развивать умение анализировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, способность рассуждать.
Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку. Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся. Приведём примеры заданий, направленных на интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Тема: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИСловарно-орфографическая работа Задание:«Распутайте» эти замысловатые высказывания, не переставляя слов, поменяв только буквы, и вы прочтёте известные пословицы.Ответы: 1)На одном месте и камень мохом обрастает. 2) Не зная броду, не суйся в воду. 3) Мал золотник, да дорог. 4) Первый блин комом.
Тема: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХСловарно-орфографическая работа.Задание: - Постарайтесь узнать в этой записи новые два слова, с которыми мы познакомимся на уроке.Ответы: корова, собака.Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВСловарно-орфографическая работа.Задание:Новое слово спряталось в цепочке букв. Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указаннойпоследовательности, вы получите слово. Ответ: карандаш.
Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВАСловарно-орфографическая работа.Задание:Если расположите данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово.Ответ: медведь.Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫСловарно-орфографическая работа.Задание:- Если вы внимательно проследите за движением стрелки, то прочитаете слово. Какое?Ответ: молоко.
Тема: СЛОВА С ДВУМЯ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕСловарно-орфографическая работа.Задание:Вставьте недостающую букву в это изображение, и вы прочитаете слово, с которым познакомимся на уроке. Ответ: хорошо.Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК (Ъ)Словарно-орфографическая работа.Задание:Новое слово спряталось в этом круге. Какое это слово? Как вы его определили? (Слово – топор. Чтобы его определить, надо найти первую букву слова. Она является большего размера, чем другие. Далее нужно читать по ходу часовой стрелки через две буквы.)Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЕКаллиграфическая минутка.Задание:Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? Они встречаются чаще, чем другие. Сколько раз? Какие это буквы?
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ Каллиграфическая минутка.Задания:На доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С ...- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?(В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один – О, два –Д, три – Т, четыре – Ч, пять – П, шесть – Ш, семь – С. Следующей будет цифра восемь. Её название начинается на букву В. Значит, мы будем писать букву В.)- Определите порядок следования букв в этой цепочке: Вдлт Влтд Втдл В…(Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.)- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы узнаем новую особенность букв В, Д, Л, Т …
Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМЗакрепление. Задание:- Зачеркните в этой фигуре буквы, обозначающие непарные согласные звуки, и буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, и вы узнаете зашифрованное слово. Какое слово вы составили?
Тема: ПРИСТАВКАСловарно-орфографическая работа.Задание:- Если вы успешно справитесь с кодом, сможете назвать два новых слова.
Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ Словарно-орфографическая работа.Задание:- Сопоставьте прямоугольники и определите зашифрованные слова.
В данной работе были рассмотрены лишь некоторые виды работ для интеллектуального развития учащихся начальной школы в процессе обучения русскому языку. Но описанные выше упражнения, используемые на различных этапах урока русского языка, позволяют учителю заинтересовать детей значениями изучаемых слов, употреблением их в связной устной и письменной речи, обогатить словарный запас. Важно учесть, что не всякое задание может служить интеллектуальному развитию младших школьников. На каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников.