Столярова Любовь Николаевна, учитель начальных классов Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка
Аспекты интеллектуального развития Повышение продуктивности деятельности ученика за счёт формирования способности к анализу, сравнению, обобщению, систематизации, установлению причинно-следственных связей.
Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путем внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения
Изменения содержания осуществляется за счёт: введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличения использования поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков; расширение объема работы с понятиями и терминами; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Содержание Конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения дифференцируется в зависимости от возрастных особенностей детей. Основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании наглядно-образного мышления. Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления. Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4-х классов делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, совершенствование внутреннего плана действия.
Упражнения на разных этапах урока: Минутка чистописания: Енот сетка ежиха пенал -определите букву, она есть в каждом из данных слов и может разделить их на две равные группы: Закваска подголосок мясистый -определите букву, она находится в корне каждого слова; Детский тростник вестник отвечаю лестница местность трудный -определите букву, она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда
Минутка чистописания Праз…ник ст…лица сер…це ур…жай ч…нил с…бака н…зина звёз…ный л…цо -назовите буквы, с их помощью можно разделить данные слова на равные группы лампа лесной отлетел -определите букву, она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук.
Минутка чистописания Отбойный фонтан привезти тема лето -Определите букву, она обозначает парный глухой твёрдый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз Суббота беда пальто лес собака берёза песок глаз работа окно и шифр к ним 1-4-1 -Расшифруйте данный шифр, используя только слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имён существительных
Минутка чистописания Доктор- врач Рёв-? Зов-? ураган-? -правильно сформулируйте и определите тему .
Словарно-орфографическая работа Цель: увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на интеллект цфбктхешсрчёщзца -мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и узнаете новое слово озабевтбракдк - определите два новых слова 1 2 3 4 5 6 7 8 1 А М Н О Р К В У 2 С Г Д Я Л Ч Ц Т и ключ 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1 -Разгадав ключ шифра, узнаете новое слово
Словарно-орфографическая работа -новое слово спряталось в этом круге Щепка ужин шайба трубач -определите новое слово. В нём имеется парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук.
Словарно-орфографическая работа Б…р…да н…род ив…лга б…рьба уг..сание л…пата иск…рка ог…ворка т…рговля ег…за к…са кр…ситель атм…сфера - соедините первые буквы существительных 1 склонения, в корне которых пишется гласная о и назовите новое слово магазин- покупатели театр –зрители транспорт- ? - определите смысловую связь и назовите новое слово
Работа с текстом Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности. Сформулируйте своё задание к составленному тексту и выполните его. Позже люди н…учились варить (из) свеклы сах…р. Прод…вали его (в) аптеках как лекарство. Он был очень д…р…гой. (В) давние времена люди не знали, что такое сахар. Они ели мё… . пили сла…кий сок клёна, липы, ч…й (с) дольками свёклы. (В) Индии, (на) Кубе, получ…ют эту сладость(из) сахарного трос…ника. У него сла…кий стебель. Трос…ники срезают, бр…сают (в) котёл и вываривают (на) огне. Получаются кристаллики сахара.
Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение. Выполните к тексту задание на выбор. Кошки часто умываются. Но они не только большие ч…стюли. Утром проснулись, пот…нулись и уже вылизывают себя (от) мордочки (до) лап. Собрались гулять- умываются. Погуляли, поели- опять вылизываются (с) головы (до) но… . Кошки слизывают (с) себя грязные крошки (от) еды и собственный запах. ________. (На) охоте они ждут свою добычу (в) засаде. Если добыча почует опасность, зверь останется г…лодным. Выполните задание на выбор. Напишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова по орфограммам. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Сгруппируйте слова по орфограммам. К каждой группе добавьте по одному своему примеру. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Работа с текстом
Прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберите подходящую к основной мысли текста пословицу и введите её в текст. В…сной птицы прил..тают с з..мовок.(В) пути их ждут трудности и беды. (В) сыром мраке туманов они теряют д…рогу, разбиваются (об) острые скалы. М…рские бури ломают их перья, сбивают крылья. Птицы ум..рают (от) холода и стужи, гибнут (от) хищников, падают (под) выстрелами охотников. Ничто не останавливает крылатых странников. Через все преграды л…тят они (на) Родину, к своим гнёздам. Пословицы: Жить- Родине служить. Родина любимая - мать родная. Всякому мила своя сторона. На чужой земле и весна не красна. Работа с текстом
Прочитайте текст. Коротко сформулируйте обычай, о котором идёт речь. Введите составную фразу в подходящее место в тексте. Текст напишите, подчеркните знакомые орфограммы. Лесной обычай. Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага. Работа с текстом
Физкультминутки Однокоренные слова Лес и сад Части слова Река, озеро, пила, утро, звёзды, роса, мячи ворота, орехи, школа, дерево, руки, сады. Делать сделать написать писать подписать вёз отвёз вывез привёз занёс нес перенёс.
Заключение Правильное и систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для учащихся.
Пожелание коллегам: Учитель! Труд твой кропотливый, С каким трудом еще сравнишь? Ты словно сеятель над нивой, Бесценный урожай растишь! Ты будто первооткрыватель, Ведешь по жизни молодежь, Ты в тоннах знаний, как старатель, Крупицу золота найдешь!
Благодарю за внимание!