Муниципальное общеобразовательное учреждение«Лицей «Школа менеджеров»Г. Новомосковск Способы передачи чужой речиУчитель высшей квалификационной категории Ларикова Ирина Евгеньевна
Цели урока: Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, известные по курсу 5-7 классов; ознакомить с понятием «чужая речь» и способами ее передачи;Формирование умений: 1) выразительно читать предложения с прямой речью; 2) правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку.
Повторение сведений о предложениях с прямой речью Подумав (не) много капитан сказал Кажет..ся все ра..счита..но взвеш…но и оцен…но7.2) Ему не стоит терять врем..ни (по) пустому замет..л отец.«Ему не стоит терять времени по-пустому»,- заметил отец.
Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Алексей Максимович Горький писал: «Борьба за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие мысли».Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся ниже тоном и с ускорением. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,»- говорил Антон Павлович Чехов.
Чужая речь может передаваться с помощью : Прямой речи Косвенной речи Вводных слов4. Дополнения с предлогом О
Заполняем таблицу
Проверяем!
Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите в предложениях способ передачи чужой речи.1. Мне рассказали о прилёте журавлей.Учитель на уроке объяснил что журавли прилетают в середине весны.По мнению ребят самая голосистая птица соловей.4. Птицы помощники леса прочитали мы в учебнике.
Самостоятельно знакомимся с теорией Прочитайте §66, 67, 68 и ответьте на вопросы:1.Какие части выделяются в предложениях с чужой речью?2. Что мы называем прямой речью?3. Что мы называем косвенной речью?
Вставьте в предложения 1,2 словаавтора, к предложениям 3,4 подберите прямую речь. Составьте схемы. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма.Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков3) --- удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.4) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил ----.
Домашнее задание: §§ 65-68,Упр. 406 (письменно).
Источники: 1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя, Просвещение, 1998.2. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. Ч. 2. М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2010.3. Материалы сайта proshkolu.ru