муниципальная Новлянская средняя общеобразовательная школаЗаволжского муниципального района Ивановской областиСпособы передачи чужой речиУчитель Лебедева Евгения Игоревна
Уважаемые ребята!Мы вместе изучим новый материал,и я помогу вам выполнить практические задания
Чужая речь может передаваться с помощью : Прямой речи Косвенной речи Вводных слов4. Дополнения с предлогом О
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
Определите в предложениях способ передачи чужой речи.Мне рассказали о прилёте журавлей.Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.
Прямая речь – это точная передача чужого высказыванияПредложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
Оформление прямой речи на письме А : « П. » 4) « П », - а2) А : « П! » 5) « П !» - а А : « П? » 6) « П ?» - а7) « П, - а, - п.»8) « П, - а. - П.»9) « П ? – а. – П.»10) « П ! – а. – П.»
Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания.1.Что с вами приключилось, малыши?2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.1) «П!- а.- П!»2) «П,- а,- п!»3) «П»,- а,- «п!»4) «П,- а,- п»!
- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.- Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка.- А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.- Все вымерли, а один остался.- А почему он остался?Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка. ( В.Токарева)
Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).СРАВНИТЕ1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Замените прямую речь косвенной «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»
Расставьте знаки препинания в предложениях1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.
Цитата -- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1) Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью. «Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас». В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.Стихотворение М.Цветаевой начинается так :Поэт – издалека заводит речь.Поэта – далеко заводит речь.
Найдите неправильный способ цитирования.А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».
У нас всё получилось. Молодцы!