Односоставные предложения Урок межпредметного обобщения на основе поэтических текстов М.Ю.Лермонтова МОУ «Тогурская СОШ», учитель русского языка и лит-ры Путилова Ирина Юрьевна.
Цитата урока « Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказы и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения, так бы и учился писать.» А.П.Чехов
Как и зачем использует односоставные предложения М.Ю.Лермонтов Задание: продолжи и запиши стихотворение Лермонтова.И снится ей всё…что в пустыне далёкой,В том крае, где солнце восход,Одна и грустна на утёсе горючемПрекрасная пальма растет.
Словарная работа Задание: подберите омонимы к слову горючий 1. Способный гореть. Горючий материал.2. Горючие слёзы (разг.) -горькие слёзыЭтимология слова горький -такой, который жжет.Горе -того же корня, что и гореть, буквально «то, что жжет».
Словарная работа Задание: подберите и запишите синонимы к словам горевать - скорбеть - сокрушаться - убиваться - кручиниться грустный - печальный - унылый - невесёлый Так почему же Лермонтов берёт слово горючий?
Повторим виды односоставных предложений Безличные предложения /действие происходит само по себе/Определённо-личные/глаголы 1лица,2 лица мн.и ед.ч.лицо мыслится определённо/Неопределённо- личные предложения/глаголы 3лица,мн.ч.,действующее лицо намеренно устранено ,представляется как неопределённое./Обобщённо-личные предложения/лицо мыслится обобщённо/Назывные предложения.
Цифровой диктант 1.Что-то зашелестело в кустах.2.Было прохладно.3.Чуть тянет морозный утренний ветерок.4.Морозно поутру в степи.5.Всё шло своим чередом.6.Остро пахло травой.7.Лгать вредно для себя.8.Это показалось нам странным.9.Эту вещь стоит купить.10.Эта вещь стоит недорого.
Ассоциативный ряд на «Бородино»
Ассоциативный ряд на «Бородино»
Ассоциативный ряд на «Бородино»
Поиграем? /литературная проверка/ Мороз и солнце!.. День чудесный!Славная… осень!Переправа… переправа…Темень… холод.Унылая пора!.. Очей очарованье!
Поиграем? /литературная проверка/ Любви, надежды,.. тихой славы.Ох, лето… красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.Ночь… Улица. Фонарь. Аптека.Безумных лет… угасшее веселье. Мне тяжелы как смутное похмелье.Подруга думы… праздной, чернильница моя.
Вывод Мы увидели, насколько яркими и выразительными средствами являются односоставные предложения в художественном тексте.Как был бы беден наш язык, не будь односоставных предложений.
Самостоятельная работа 1 группа: ассоциативный ряд на отрывок из фильма «Музыка природы»2 группа: мини-сочинение «Зима» на музыку Чайковского из произведения «Времена года»3 группа: работа над упр.232, стр.98
Домашнее задание Составьте небольшой рассказ, используя односоставные предложения на любую тему.Спасибо за урок!