Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.
Творческие способности - комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем и получать результаты, обладающих новизной. Творческие способности - комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем и получать результаты, обладающих новизной.
В качестве основного условия развития творческой активности учащихся мы предлагаем использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности, способствующие не просто воспроизведению знаний учащимися, а творческому их применению при самостоятельной работе и работе в группах сменного состава. В качестве основного условия развития творческой активности учащихся мы предлагаем использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности, способствующие не просто воспроизведению знаний учащимися, а творческому их применению при самостоятельной работе и работе в группах сменного состава.
Алгоритм действий для развития творческого мышления 1. Научиться анализировать систему (предмет, процесс). Надо уметь строить и анализировать схемы «Состав -Связи- Взаимодействие» . 2. Научиться так называемому «широкому» мышлению. Надо уметь любую систему рассматривать не отдельно, изолированно, а видеть её составные части и те системы, в которые входит наш объект анализа. . 3. Научиться Анализу развития систем. Определять влияющие на развитие системы факторы внешней среды и внутренние ресурсы. Определять антисистемы (конкурентов) и параллельные системы (дружеские), их тенденции развития. Определять - чтобы избегать или использовать в своих целях. 4. Уметь правильно ставить задачи в конкретной ситуации и видеть пути их решения. 5. Использовать высокий уровень воображения, фантазии. Уметь «привязывать» нестандартные решения к конкретным условиям. Бывает, что в фантастической идее содержится рациональное зерно. Но чтобы его найти, надо обладать особым навыком - «творческого критика». 6. Уметь реализовывать решения. Особенность методологии обучения творческому мышлению в том, что человек, обучаясь анализировать и решать различные нестандартные задачи, меняет не только мышление. Человек учится СТРОИТЬ свои отношения наиболее оптимальным образом - для достижений своих целей. При этом он, конечно, учитывает наличие разнообразных целей, направлений развития, ресурсов и у своего окружения.
Современные образовательные технологии, способствующие активному обучениюПроблемное обучение Концентрированное обучение Модульное обучение Развивающее обучение Дифференцированное обучение Активное (контекстное) обучение Игровое обучение Обучение развитию критического мышления
При изучении химии основой является подчинение учебно-воспитательного процесса практическому интересу к предмету, умению оценивать значение изучаемого материала для конкретной цели Основные активные формы обученияУроки с измененными способами организацииУроки, опирающиеся на фантазиюУроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работУроки с игровой состязательной основойУроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организацииТематические предметные недели
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо­культурной среде. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо­культурной среде.
Внеклассная работа – учебная деятельность, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана…Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории
Критерии оценки результативности обученияРазвитие познавательного интереса учащихся и, как следствие, участие во внеклассных мероприятиях по химии, занятия в химическом кружке, выполнение творческих работ Повышение процента качества знаний учащихся по результатам обученияУчастие в школьных и районных олимпиадах, заочных творческих конкурсах федерального уровняВыбор дисциплины в качестве выпускного экзамена и хорошие результатыРазвитие умений самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельностиВыбор специальностей с «химическим» уклоном и отсутствие проблем при дальнейшем обучении, осознание уважительного отношения к представителям производительного труда
Результаты итоговой аттестации 75 100 25% 9 Традиционная 2008/09 67 100 30% 9 Традиционная 2007/08 77 100 60% 9 Традиционная 2006/07 777567 100100100 60%20%20% 91111 Традиционная Традиционная ЕГЭ 2005/06 538067 100100100 70%20%15% 91111 Традиционная Традиционная ЕГЭ 2004/05 % качества % успеваемости Количество учащихся в % от общего числа Класс Форма аттестации Учебный год Результаты итоговой аттестации
Творческие работы 80 80 80 80-90 80-90 Участие во внеклассных тематических мероприятиях 20 20 20 25 25 Подготовка внеклассных тематических мероприятий 25 30 25 30 30 Оформление стендов и стенных газет 25 - - 20 - Творческие проекты 50-60 50 50 50-60 50-60 Доклады-сообщения 34 25 30 50-60 50-60 Рефераты 50 50 50 90 90 Схемо-конспекты 2008/09 у.г. 2007/08 у.г. 2006/07 у.г. 2005/06 у.г. 2004/05 у.г. Количество учащихся (в % к общему числу) Виды творческих работ Творческие работы
Внеурочная деятельность 4 персональных Диплома Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио 2008/09 Участие в школьной и районной олимпиадах, участие в школьном «Дне науки», участие во Всероссийском Фестивале «Портфолио», организация тематических вечеров -Химический кружок для 8-9 классов -Элективный курс «Решение задач» для 9 класса 2008/09 II место в районном конкурсе творческих работ по экологии Участие в школьной и районной олимпиадах, участие в школьном конкурсе «Ломоносовские университеты», в школьном «Дне науки», организация тематических вечеров -Химический кружок для 8-9 классов -Элективный курс «Решение задач» для 9 класса 2007/08 В районной олимпиаде показали лучшие результаты (50% вып. заданий) Участие в школьной и районной олимпиадах, организация школьных тематических вечеров -Химический кружок для 8-9 классов -Элективный курс «Решение задач» 2006/07 III место в районной химической олимпиаде, участие в районном конкурсе творческих проектов Участие в школьной и районной олимпиадах, организация тематических вечеров, экскурсия на Джусинское месторождение и оформление отчета -Химический кружок для 8-9 классов -Элективный курс «Химический край – Оренбургская область» для 10-11кл. 2005/06 Достижения учащихся Деятельность учащихся, мероприятия Форма внеурочной деятельности Учебный год Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность