Развитие социальной педагогики за рубежом
Первый – начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли.Первобытное общество. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность. Выдающимся достижением первобытного общества социально-педагогического характера явились подготовка и проведение инициаций. Социально-педагогический смысл инициации состоял в том, что дети переходя из одной возрастной группы в другую, получают новый общественный статус – взрослого полноправного члена общины.В античности возникают различные теории воспитания: необходимость начинать воспитание с раннего
возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Средневековье. В Средневековье воспитание опиралось на восприятие человека как такового перед Богом. В это время происходит окончательное формирование устойчивых социальных групп. Средневековая педагогика ставила во главу угла воспитание верой. Делался акцент не на получение научного знания, а на спасение души и ее нравственное формирование, воспитание добродетелей и мудрости, которая основывается на разуме, воле и вере.Период Возрождения связан с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени.
Второй период – XVII и XIX вв. – характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. – человеколюбие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо. Видными филантропистами Англии XIX в. были Р. Оуэн и Бернардо. В конце XIX в. социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых А. Дистервега, П. Наторпа и др.С начала XX в. начинается третий период — период развития социальной педагогики как самостоятельной науки.Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом.
Адольф Дистервег