Филологические забавы на уроках
Развитие сфер одарённости учащихся Организовать преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, развития различных сфер одарённости учащихся, пожалуй, одна из приоритетных задач сегодня. Каждому ребёнку должно быть интересно в школе.У каждого педагога есть свои хитрости и секреты преподавания, своя методика, благодаря которой обычный академический час превращается в праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, поиск истины…Я часто применяю модель игровой технологии, в процессе которой ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых не только проявляются его интеллектуальные способности, но и формы природной одарённости.
За кем последнее слово ? Не повторяясь, назовите существительные, в которых были бы названия одной или нескольких нот.Выигрывает тот капитан, кто за 1 минуту назовёт больше существительных
Одним словом Весенний розлив реки (Половодье)Бурный поток реки, падающий с уступа (Водопад)Артист, объявляющий номера программы и занимающий публику между номерами (Конферансье)Солдат – артиллерист, занятый наводкой орудия (Наводчик)Ученый, исследующий что – либо (Исследователь)Музыкальное произведение, составленное из популярных произведений (Попури)Дачная пристройка (Терраса)Монета в пять копеек (Алтын)Замена одного слова другим, смежным по значению (Метафора)
Кто быстрее? Вспомните число имён существительных. Распределите за 1 минуту в две колонки слова: 1 – существительные только множественного числа; 2 – Существительные, которые употребляются в ед. и во мн.числеБоты, леса, кусачки, румяна, камни, металлы, гири, Сочи, пересуды, двери, сласти, Весы, посевы, башмаки, хлопоты.
Имена собственные и нарицательные В современном русском языке имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Почему же в знаменитых пушкинских строчках: «Вот бегает дворовый мальчик в салазки жучку посадив…» слово жучка написанос маленькой буквы?
Математика и лингвистикаМатематика как и лингвистика богата антонимами (антифразами)-это знаки, числа, операции В конвертах перемешаны математические антонимы. Группам необходимо за 30 сек. найти парыНазовите самую длинную равновеликую антонимичную пару из нарицательных существительных (14 букв)
Литературно – научные вопросы и задания Какое стихийное бедствие сильно помешало концессионерам вскрыть 11 стул в г. Ялте? (Большое Крымское землетрясение 1927г.)Веточку какого растения выпросил А.С.Пушкин у Анны Керн и потом бережно хранил в своём кабинете в Михайловском? (Гелиотропа)Имена каких деятелей литературно – художественной жизни России начала XX века встречаются в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник»? Для чего писатель насыщает произведение обилием этих имён?
Проверь, если хочешь постичь - Объясните изменение цвета меди с химической точки зрения в стихотворной строке А. Ахматовой На рукомойнике моём Позеленела медь…- Какая химическая ошибка допущена И. Сельвинским? - Каков химический состав мрамора? Видишь мрамор? Это просто кальций. Химия. Породистый кристалл.
синквейн Данный прием развивает критическое мышление, дает обобщающее представление учащегося о Петербурге Достоевского.Классический синквейн строится по правилу:Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет.Во второй строке – 2 слова, чаще прилагательные или причастия.Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.Четвёртая – это фраза, которая выражает личное отношение автора к описываемому предмету.В пятой строке содержится ОДНО слово, характеризующее суть предмета или объекта
При изучении романа «Преступление и наказание» ученики выстраивают СИНКВЕЙН:Петербург.Мрачный, жестокий.Душит, омертвляет, разочаровывает.Пустота.
КЛАСТЕРЫ Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа КЛЮЧЕВОЕ понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которого, в свою очередь, лучи расходятся далее и дадее.
ОБЛОМОВКА
«Дерево предсказаний» Данный приём помогает выразить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе или повести. Правила работы с этим приёмом таковы: Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся к двум основным направлениям «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Излюбленным приёмом А.П. Чехова является открытый финал. «Дерево предсказаний» будет актуальным и востребованным при работе с чеховскими рассказами. Что будет дальше?Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала?
Развивающие каноны РК – форма задания, целенаправленно развивающего те или иные интеллектуальные качества, необходимые для творческой работы. Задача состоит из 6 организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. На уроке можно применять в качестве контроля, и в качестве создания проблемной ситуации.
Лингвистический канон Восстановите недостающий элемент ООТ П АЛА ? АЗА К
Литературная дуэльВсё ли вы знаете о Пушкине? Кто эти люди и кем они приходились А.С. Пушкину? (На экране портреты)Красивая дочь некрасивого гения подарила свой облик героине другого гения. Кто она?А.С. Пушкин, рассказывая о семье Лариных в романе «Евгений Онегин», пишет:В день Троицын, когда народЗевая слушает молебен,Умильно на пучок зариОни роняли слёзки три…- Что означает этот обычай?
Самый умный теоретик Мы знаем, что в двух крупных городах России – Москве и Санкт–Петербурге – поставили памятник А.С. Грибоедову. В Москве на Чистых прудах. - Почему именно это место выбрано?Кто из русских писателей назвал Ф.И. Тютчева «зеркалом души»?
«У каждого человека свои звёзды», - гласит пословица. Свои звёзды должны быть и у обучающихся. В силах педагога помочь найти их.