ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Урок не может не меняться! Аргументы в пользу этого утверждения:Появились образовательные стандарты.Утвержден новый Федеральный Базисный учебный план.Внедряются информационные технологии.Организация Единого государственного экзамена.
Концепция напрямую связана с уроком Ребенок значительную часть времени в школе проводит на уроке, где реализуются основные задачи модернизации.Современный урок – это основной механизм усвоения школьниками стандартов образования.На уроке формируются компетентности ребенка, представляющие собой одну из главных идей модернизации. Урок является наиболее важной формой индивидуального подхода к ребенку.
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Наиболее общие подходы к организации современного урока: усиление его социальной направленности;практико-ориентированность образования;направленность на развитие мышления, практических навыков;расширение различного рода элективных курсов, коллективных форм работы;дифференциация образовательного процесса.
Что произошло с уроком за последние 10-15 лет? Какие системные научно-педагогические и методические изменения произошли в уроке и вокруг него? Насколько он способен решать поставленные задачи?
Основные тенденции влияющие на урок как систему: новое содержание образования;становление различных (можно назвать три) моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
Модели дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков. I. «Традиционная»:- триединая цель урока;- план-конспект;- формы обучения;- методы и приемы обучения;- типы уроков и другие. II. «Технологическая»:- технологическая карта тематического и поурочного планирования;- технологический прием;- этап технологии;- задача этапа и диагностика его эффективности.
К числусовременныхобразовательныхтехнологийможно отнести:
Модели дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков. III. «Компетентностная»ключевые и базовые компетентности;- опыт ребенка;- умение решать жизненные ситуации;- психолого-педагогическая ситуация и другие.
Модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока.
Рейтинг оценивания содержания учебного материала Адекватная учебным возможностям степень трудности учебного материала. Соответствие поставленным целям урока.Научность и доступность учебного материала. Связь теории и практики.Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации.Использование межпредметных связей.
Используемые методы обучения Объяснительно-иллюстративные.Частично-поисковые.Проблемные.Репродуктивные.Исследовательские.
Основные тенденции в основной школе. Отрицательные: учебный материал часто не вызывает заинтересованности у школьников;- неэффективность форм урока:- преобладают объяснительно-иллюстративные методы обучения.- отсутствует реализация принципа сотрудничества (субъект-субъектные отношения)
Согласно концепции модернизации, основная идея заключается в широком использовании проектной деятельности учащихся основной школы.
Урок в основной школе, согласно идеям модернизации образования, должен иметь проектную направленность, предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую высокий уровень познавательного интереса школьников..
Вопросы совершенствования урока в основной школе развитие коммуникативной и познавательной компетентности школьников;профориентация и предпрофильное обучение;развивающее обучение;использование новых форм оценивания и другие.
Основная цель уроков в старшей школе связана с формированием социально грамотной и мобильной личности.
Рейтинг оценивания содержания учебного материала в старшей школе: Научность и доступность учебного материала.Соответствие поставленным целям урока.Адекватная учебным возможностям степень трудности учебного материала.Связь теории и практики.Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации.Использование межпредметных связей.
Используемые методы обучения (ранжированный ряд): Частично-поисковые.Проблемные.Объяснительно-иллюстративные.Исследовательские.Репродуктивные.
Наиболее типичные оценки урока экспертами
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Планирование урока Формальная часть выглядит так:Урок № __________Тема:____________Цель:____________Задачи: обучающие:_____________развивающие:__________________воспитывающие:_______________Оборудование:______________________________________________Последовательность отдельных этапов урока.
Планирование урока Содержательная часть - состоит из двух частей:1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :
Система анализа урока