Чебулинский муниципальный район Блочная система структурирования учебного материала как условие оптимизации современного урока Табакаева Мария Вячеславна Учитель истории и обществознания, первой квалификационной категории МОУ «Михайловская РВ (с) ОШ»
Качество образования Усвоение учениками такого объёма систематизированных знаний, который необходим для жизненной практики.Понимание и осознание учениками причинной обусловленности происходящего, нахождение различных связей между частями единого целого. Обучение учащихся универсальным умениям и навыкам работы с различными источниками информации (текстом, графической информацией, исторической картой и др.), умению излагать свои мысли, т.к. главными сокровищами нации в условиях глобализации являются интеллект и умения граждан. В итоге нужно сформировать ключевые компетенции в различных сферах деятельности. Воспитание в личности социально значимых качеств: патриотизма, гражданственности, толерантности, ответственности, конкурентоспособности
Противоречия потребностью общества в реальным качеством образования, новом качестве образования которое не соответствует европейским стандартампотребностью в новых подходах к сохранением традиционныхорганизации учебно – форм обучения воспитательного процесса потребностью общества в активной,реальной личностью ученика, социально адаптированной личности который не умеет самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, осознавать мотивы учебной деятельности, знания и опыт которого оторваны друг от друга
Вопросы, обсуждаемые на методическом объединении Как же оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным? Что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным? Целесообразно ли применение блочной системы структурирования учебного материала на уроках при организации учебного процесса в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты
Один из путей решения проблем – структурирование материала в укрупнённые дидактические единицы Ю. К.Бабанский, П. М. Эрдниев, В. Ф. Шаталов.
Преимущества 1. Повышение информационной ёмкости учебного материала2. Объединение знаний основе смысловых логических знаний3. Усвоение единицы информации целостно4. Выделение главного и существенного 5. Выявление межпредметных связей6. Более эффективное закрепление материала 7. Оптимальное расходование времени и усилий учащихся и учителя.8.Самое главное: из всего объёма материала выделяется важный и существенный, логически взаимосвязанный между собой. Это позволяет высвободить время для повторения, осмысления полученных знаний, отработки необходимых умений и навыков. Время и усилия учащихся расходуются оптимально.Итог: повышается качество и эффективность решения учебно – воспитательных задач.
Планирование
Уроки блочной системы ВводныйНа этом уроке вводятся основные факты, понятия, идеи; выявляются: взаимосвязи, причинная обусловленность событий. В процессе диалога с учащимися составляется опорный конспект, представляющий образ эпохи. Внутренняя политика Александра I:
Лист оценки знаний обучающихся Накопительная система оценкиЛист оценки знаний ФИО ____________ Класс ____________Дата _____________
Урок углубленного изучения Варианты (формы) проведения:- индивидуальная, парная, групповая работа с различными источниками информации;- традиционные формы урока: семинар, конференция и др.;- нетрадиционные формы урока: заочное путешествие, суд, круглый стол, показ фильмов и др.
Урок- практикум Выполняются следующие варианты заданий:Ответы на вопросы к документамСравнение исторических фактов и явленийСоставление исторических кроссвордов, вопросов по теме, тестовых заданий, таблиц, диаграммНаписание исторических эссе( с использованием ИКТ)
Урок-зачёт Цель: систематизация и контроль знаний и умений.1 этап. Фронтальный опрос: 5-6 минут.2 этап. Взаимопроверка (в парах) (10 минут).3 этап. Контрольное тестирование по типу ЕГЭ (20 минут).
Результативность обучения по истории Результативность обучения по русскому языку
Качество обучения по истории
Результативность и эффективность опыта работы Экономия времени. Освобождённая часть времени тратится на многократное повторение, практические задания, работу с различными источниками информации.2. Время на подготовку домашнего задания сокращается, так как основная нагрузка выполняется на уроках., снижается перегрузка учеников. 3. У значительной части учеников меняется мотивация учения. 4. Работает на подготовку к государственной итоговой аттестации. 5. Даёт возможность вести индивидуальную работу в группах с отстающими.6. В комплексе решает познавательные, развивающие, практические и воспитательные задачи.
Целесообразно ли применение блочной системы структурирования учебного материала на уроках при организации учебного процесса в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты?
Понимать – это исследовать, понимать – это размышлять, понимать – это вести постоянный диалог с прошлым, настоящим и будущим во имя добра и истины. (Сенека).
Спасибо за внимание Отвечу на ваши вопросы, выслушаю предложения