Гражданское образование в России на современном этапе
Гражданское образование - многосторонний процесс формирования у школьников гражданских компетенций (знаний, навыков коммуникации, толерантности, самореализации при уважении прав окружающих людей, законопослушания, поиска и анализа информации, социальной адаптации, профессиональной ориентации, активного участия в общественной жизни), который подразумевает единство учебного и воспитательного процесса.
Проблемы гражданского образования: отсутствие государственных стандартов и определённой государственной политики;отсутствие единства в формулировке названия учебного предмета: граждановедение, обществоведение, обществознание, человек и общество, основы современной цивилизации;разрыв между теорией и практикой, низкая политическая и правовая культура;морализаторский подход в преподавании;
Проблемы гражданского образования: работа на воспроизводящем уровне;слабость межпредметных связей;недостаточное внимание к проблемам воспитания;отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров в области гражданского образования;недостаточное взаимодействие участников образовательного процесса.
Цель: Воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Гражданская компетентность:Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Нормативно-правовая база Конституция Российской Федерации;Закон РФ «Об образовании»;Федеральная программа развития образования на 2006-2010 гг. (утверждена Федеральным законом РФ от 23.12.2005 года № 803);Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;Концепция модернизации Российского образования до 2010г. ( распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р);Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422);Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» №13-51-08/13 от 15.01.2003г;Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в ОУ (приложение к письму Управления по делам молодёжи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005г. №14-11-43/01); …
Ступени гражданского образования: Первая ступень (начальное образование) – закладываются основные моральные ценности, нормы поведения;начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества;развитие творческого потенциала младшего школьника.
Ступени гражданского образования: Вторая ступень (основная школа) - формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом; познание элементарных моральных и правовых норм;обогащение знаниями об истории Отечества.
Ступени гражданского образования: Третья ступень (средняя (полная) школа) – углубление и расширение знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей;познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества;совершенствование готовности и умения защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Модели гражданского образования: Предметная модельпередача учащимся знаний в ходе изучения отдельных предметов;приобретение умений, способов деятельности, демократических ценностных ориентацией
Модели гражданского образования: Институциональная модель.создание демократической обстановки в школе;формирование правового пространства.
Модели гражданского образования: Проектная модель разработка и осуществление школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы
Источники Письмо Минобразования РФ от 15 января 2003 г. N 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» Меморандум «Актуальные задачи гражданского образования России» (Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные задачи гражданского образования России» Санкт-Петербург, 25-28 сентября 2002 г.) Подробнее