ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯИнновационный менеджмент.Оценка качества образования с позиции компетентностного подхода Преподаватель:Жураховский Андрей Сергеевич Москва 2010
«В жизни всегда полезно время от времени подвергать сомнению то, что испокон веку считается аксиомой» Бертран Рассел, английский математик, философ и общественный деятель
ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
15% отклонений в качестве зависитот исполнителей и 85% дефектовопределяются недостаткамиуправления Эдвардс ДемингВнутришкольная система управления качеством образования - механизм внутренней гарантии качества образования в целом Требования к национальной системе качества образования определяются директивами и стандартами качества и могут рассматриваться как базовые для ОУПри разработке внутришкольной модели управления качеством рекомендуется использовать: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ (Федеральное агентство по образованию)
Функции управления Информационно-аналитическаяМотивационно-целеваяПланово-прогностическаяОрганизационно-исполнительскаяКонтрольно-диагностическаяРегулятивно-коррекционная
Построение систем управления
Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу (1856-1915) — американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда.Ф.Тейлора - основатель школы "научного управления» создал специальную систему поиска и отбора персонала на основе научно установленных признаков, а также разработал оценку деятельности руководителя соответственно занимаемой должности. Система Тейлора использовалась для разработки в 50-х гг «теории качества» для управленцев.Подходы Тейлора к управ-лению взяты за точку отсчета в теории общего управления качеством. Эта система устанавливала требования к качеству в виде шаблонов (интервал допусков): личное суждение применимо после систематического учета, измерения деятельности.
Эдвардс Деминг - первый «наставник по качеству». Доктор Э.Деминг -один из основателей Американского Общества по Контролю Качества, созданного в 1946 г., ему присуждена одна из самых престижных наград, учрежденных этим Обществом - медаль им. У.Шухарта. Основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно в первую очередь к процессам В теории Э.Деминга статистические методы - лишь инструмент, главное – вовлеченность в процесс решения текущих проблем всех сотрудников компании, создание психологической атмосферы, искореняющей страх и создающей почву для раскрытия творческого потенциала человека. Им предложены принципы повышения качества, которые легли в основу теории управления качеством.
Каору Исикава (1915—1990 гг.) — выдающийся японский специалист в области качества. (всеобщее участие работников в управлении качеством; введение системы регулярных внутренних проверок функционирования системы качества; непрерывное обучение кадров; широкое внедрение статистических методов контроля)В 1949 г. он занялся методами управления качеством и помог многим японским фирмам занять ведущие позиции. В последние годы своей жизни доктор Исикава являлся президентом Института технологии Мусаси и ведущим консультантом по управлению качеством в Японии и других странах (в частности, он консультировал ряд крупных американских фирм, включая и компанию Ford Motors). В 1988 г. вышел русский перевод книги Исикавы «Японские методы управления качеством».
Джозеф М.Джуран (род. в 1904 г.) — не менее знаменитый, чем Э. Деминг, американский специалист в области качества, академик Международной академии качества (МАК). В 1951 г. в США вышла его книга "Справочник по управлению качеством" (Handbook for Quality Control), от которой ведет свое начало понятие "управление качеством"; в 1963 г. вышло второе, значительно расширенное издание "Справочника". Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Выделил необходимость индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества.Основные принципы AQI:планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия; разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством; переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества+совершенствование административной деятельности
Клаус Мёллер - явился сторонником допущения, что основой всех прочих видов качества, является качество личности. Он считал, что товары создаются людьми и люди должны с энтузиазмом делать все от них зависящее, а это возможно только при условии, что работники будут работать над собой. Для этого Мёллер сформулировал два метода повышения качества личности:система "сделал - проверь" (непрерывная система проверки качества сделанной работы); система визитных карточек качества (карточки, служащие личной гарантией качества работы). 12 "золотых" правил повышения личного качества: Установите личные цели в области качества. Составляйте свои собственные отчеты по личному качеству. Проверяйте, довольны ли другие вашей работой. Относитесь к следующему звену как к потребителю вашей продукции или услуг. Избегайте ошибок. Выполняйте свою работу эффективнее. Хорошо используйте ресурсы. Работайте изо всех сил. Научитесь всегда доводить начатое дело до конца - укрепляйте самодисциплину. Контролируйте свои эмоции. Не забывайте об этике - будьте верны своим принципам. Требуйте качества.
Факторы, определяющие успешность ОУ (исследования Европейской комиссии)
Правовые основы Московской моделиоценки качества образованияопределены Законом РФ «Об образовании»
ОБЪЕКТЫ контроля качества ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МИССИЯ, ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Направления мониторингакачестваобразованияМониторинг образовательных достижений накомпетентностной основеМониторинг компетентностипедагогических работников и ихпрофессиональных достиженийМониторинг деятельностиобразовательных учрежденийМониторинг качестваобразования на уровне московскогорегиона
Система мониторинга как способ управления качеством образования Алгоритм организации Определить цель и объект мониторингаОтбор критериев по которым определяется состояние объекта мониторингаВыбор инструментария (наблюдение, беседа, анкетирование, социологический опрос, анализ документации, диагностика и отслеживание определенных показателей и их анализ при посещении учебных занятий и др.) Обработка и систематизация информации (накопление информации в форме таблиц, диаграмм, измерительных шкал
«Если вы не принимаете участия в решении проблем, значит, вы создаете проблемы»Майкл Фейнер (профессор Колумбийской школы бизнеса)
В России в период 1970-1990г.г. разрабатываются различные классификации компетенций. Понятия «компетентность» и «компетенция» используют как для описания конечного результата обучения так и для описания различных свойств личностиИнтерес к проблеме исследования компетенций обычно совпадал с с кризисными ситуациями в экономике, образовании, культуре!
Интерес к проблеме исследования компетенций обычно совпадал с с кризисными ситуациями в экономике, образовании, культуре!
Профессиональная компетентность – готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности
Профессиональные компетенции Простые (базовые)- формируются на основе знаний, умений способностей (легко фиксируются и проявляются в определенных видах деятельности).Ключевые - очень сложны для учета и измерения, проявляются во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром
Результаты Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Создание сопоставимой системы степеней требует изменения всей образования, в том числе изменения методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования
Компетентностный подход Компетентностный подход – это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества)
Принципы управления саморазвитием обучающегося: целостность;индивидуальность;самостоятельность; рефлексивность;системность;элективность;осознанность;развитие
Новые акценты в системе оценивания Переход от оценки как инструмента контроля – к оценке как инструменту управления качеством образованияПереход от констатирующей оценке - к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы Переход от оценки исключительно предметной обученности – к оценке образовательных результатов в целом
Главной сегодняшней задачей образования являетсяпроизводство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях и чья… основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни.М. Ноулз
Библиография: 1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2 2. Баранников А.В. Компетентностный подход и качество образования / отв. редактор Л.Е Курнешова, 2008.3. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996 5. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926 6. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000 7. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. 2001, №2 8. Перминова Л.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. -М: Глобал Маркетинг. 20099.Плахова Л.М. Курс молодого бойца , или Азбука директора школы. -М.: Просвещение, 200710. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» // на сайте www.eidos.ru /new/ compet.htm
Спасибо за внимание! Выполнили студенты 2 курса :Агеева Светлана Владимировна,Лупанова Татьяна Ивановна,Сычева Лариса Игоревна