Финансовый менеджмент предприятий
Роль финансов предприятий в распределении ВВП ВВП
Факторы промышленного производства
Задачи реформы предприятий Обеспечение инвестиционной привлекательности Защита прав акционеров Разграничение ответственности участников и управляющих Предоставление достоверной информации о финансово-экономическом положении предприятия Обеспечение инвестиционной привлекательности Квалификационное развитие персонала Совершенствование механизмов исполнения решения судов
Принципы организации финансов предприятий Принцип 1: Хозяйственной самостоятельности Принцип 2: Самофинансирования Принцип 3: Материальной ответственности Принцип 4: Заинтересованности в результатах деятельности Принцип 5: Обеспечения финансовых резервов
Классификация основных средств
Оборотные средства Оборотные производственные фонды Производственные запасы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, запасные части и т.д.) Незавершенное производство Расходы будущих периодов Фонды обращения Готовая продукция Денежные средства в расчете, в кассе и на счетах предприятия
Источники формирования оборотных средств Собственные средства Уставной капитал Прибыль предприятия Средства от акционирования и выпуска акций Устойчивые пассивы: минимальная задолженность по заработной плате и отчисления в соц. фонды минимальная задолженность по платежам в бюджет задолженность поставщикам Заемные средства Кредиты банков и других финансово-кредитных институтов Коммерческий (товарный) кредит Облигационный займ
Нормирование оборотных средств Процесс определения оптимальной потребности в оборотных средствах
Оборачиваемость оборотных средств
Факторы эффективности использования оборотных средств
Группировка затрат по экономическому содержанию Расходы, связанные с извлечением прибыли: затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию, а также производство работ и оказание услуг и инвестиции; Расходы, не связанные с извлечением прибыли: расходы потребительского характера на благотворительные и гуманитарные цели, поощрительные выплаты работникам; Принудительные расходы: выплаты в негосударственные страховые и пенсионные фонды, расходы на социально-культурные мероприятия и т.д.
Планирование затрат на производство и реализацию продукции 1 способ: по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции С = Н * В С – планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении; Н – норма затрат на единицу продукции; В – плановый объем выпуска в натуральном выражении1 способ: по фактическим данным за текущий период о себестоимости Спл = Сф * Впл / Вф Спл – планируемая сумма переменных затрат в плановом периоде; Сф – фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;
Методы определения плановой выручки Метод прямого счета В = Р * Ц В - выручка; Р – объем сопоставимой реализованной продукции; Ц – цена продукции (за единицу) Расчетный метод D = Он+Т+Ок D – выручка от реализации продукции; Он, Ок – нереализованные остатки готовой продукции на начало и конец периода; Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Факторы влияния на величину прибыли П = ±П1 ±П2 ±П3 П – балансовая прибыль (убыток); П1 – результат от реализации товаров, работ, услуг П2 – результат от прочей реализации; П3 – результат от внереализационных операций Факторы: Цены на производственные ресурсы Уровень внешнеэкономических связей Транспортные и социально-экономические условия Объем продаж Себестоимость и состав затрат Цена выпускаемой продукции
Методы планирования прибыли на предприятии Метод прямого счета – исчисление прибыли с учетом разницы между выручкой от реализации и полной себестоимостью за вычетом НДС и акцизов П = В · Ц – В · С П – плановая прибыль В – выпуск продукции Ц – цена за единицу продукции С – себестоимость 2. Аналитический метод – исчисление прибыли при большом ассортиментном ряде продукции дополнительно к методу прямого счета 3. Метод совмещенного расчета – применение элементов первого и второго способа