3олотые законы в менеджменте
Законы управления Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Различают общие и специфические законы управления.
Общие законы управления К ним относятся: Закон специализации управления; Закон интеграции управления; Закон экономии времени.
Общие законы управления 1. Закон специализации управления – означает, что данный вид деятельности может осуществляться специально подготовленными людьми. 2. Закон интеграции управления –объединение всех структур, процессов, отделов и всех уровней управления (или объединение всех факторов деятельности предприятия: целей, требований рынка, задач, структур и т.п.). 3. Закон экономии времени – сводится к любой экономии, а отсюда следует повышение эффективности управления, достижения поставленной цели (например “скорость и реакция менеджера на изменение потребностей рынка”).
Специфические законы управления Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние, т.е. когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
Специфические законы управления Закон единства и целостности системы управления; Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления; Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации; Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления; Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
Закон единства и целостности системы управления Данный закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции управления, необходимые для достижения целей системы. Вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.
2. Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления Организация рассматривается как система управления, состоящая из объекта и субъекта управления. Объект управления – это то на что оказывают управляющее воздействие (производственно-хозяйственные процессы), т.е. то чем управляют. Суть его заключается в соответствии сферы управления требованиям характера деятельности. Закон гласит, что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность.
2. Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления Субъект управления – оказывает управляющее воздействие на объект управления (орган управления, управленческий аппарат), т.е. то, что управляет. Соотносительность системы управления означает, что субъект и объект управления должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития. В частности, она предполагает установления и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятого персонала, технико-экономическому уровню и уровню технической оснащенности производства и другим характеристикам
3. Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации Для решения любой управленческой задачи требуется определенный объем информации. Существует определенная зависимость между качеством выполненной задачи и потребленным объемом информации: При большом объеме информации имеется широкий выбор решений; В то же время большой объем информации не всегда гарантирует эффективное решение задачи: это верно до определенной критической точки. Далее резко возрастают затраты времени на анализ информации; Эффективным решение будет тогда, когда оно принято в минимально необходимое время при определенном объеме информации.
3. Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации Знание механизма данного закона позволяет: Рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем; Обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления; Планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.
4. Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления Этот закон отражает одно из важных требований к управлению – его оперативность.
5. Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем Предполагается, что данная совместимость должна: Обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления: - по пропускной способности; - формам входных и выходных сигналов и параметров; - энергопотреблению; - транспортной базе; - другим характеристикам; - Исключать взаимные помехи при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления. Особую роль при этом играют автоматизированные системы управления, в которых выделяют совместимость: - техническую; - информационную; - программную.
Спасибо за внимание!!!