ПОНЯТИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»И.А. Крылов Термин менеджмент (от англ. management – искусство объезжать лошадей) появился в значении близком к современному с началом промышленной революции 18-19 вв в Англии, а затем распространился по всему миру.
МЕНЕДЖМЕНТ - это Деятельность по управлению предприятием в условиях рынка.Умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.Управление.
Менеджмент как вид деятельности имеет несколько значений
Объекты и субъекты менеджмента Объекты менеджмента Субъект менеджмента – специалист-менеджер
ЗАДАЧИ менеджмента Стимулировать людей и направлять их, чтобы они действовали в рамках порученного им дела, при этом понимали все взаимосвязи, причины, последствия своих действий и решений.Объединить действия всех людей внутри организации, чтобы сливаясь эти действия превращались в эффективное дело фирмы.сделать желаемое возможным, а потом реальным.
Этапы развития менеджмента Древний (7 тыс. лет до н.э. – 18 век)Индустриальный (1776 – 1890 гг.)Систематизации (1890 – 1960 гг.)Информационный (1960 – наше время)
ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ Научная школа (классическая) Поведенческая школа и школа человеческих отношений(неоклассическая) Школа науки управления (современная)
НАУЧНАЯ ШКОЛА (1890-1920) Теория научного управленияосн. Фредерик Тейлор- Себестоимость продукции рассчитывал математически;- Создал рациональную систему труда: хронометраж, нормы, перерывы для отдыха;- Каждому работнику следует поручать ту работу, для которой он подходит больше всего;- Заработная плата платится человеку, а не месту;- Работника нужно стимулировать, чтобы повысить производительность труда;- Впервые выделил ff управления. Теория административного управленияосн. Анри ФайольУправление – универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных ff.Принципы управления:Разделение труда.Полномочия и ответственность.Дисциплина.Единоначалие.Вознаграждение персонала.Порядок.Справедливость.Корпоративный дух, и др.Сформулировал ff менеджмента.
Поведенческая школа и школа человеческих отношений (1930-1950) Основателями развития этой школы считаются Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Если организация труда рациональна и эффективна, то на производительность труда влияют социальные и психологические факторы.Люди очень отзывчивы на:благополучный морально – психологический климат;заботу со стороны руководства.Силы, возникающие между людьми, могут превысить усилие руководителей. Иногда работники реагируют сильнее на давление со стороны своих коллег, чем на желание руководства и материальные стимулы.Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работой возрастает, а это ведет к увеличению производительности труда.
Поведенческий подход в управлении основывается на оказании помощи работнику в осознании своих собственных возможностей.Внимание, уделяемое рабочим, придает им статус и чувство значимости. Мотивационный подход состоит в том, что основу мотивов поведения людей составляют потребности.Основателем этого подхода считается Абрахам Маслоу, который создал иерархию потребностей.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ
ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ Существуют 3 основных подхода к управлению:процессныйсистемныйситуационный
Процессный подход Основан на том, что управление – есть непрерывная цепь функций.Функции менеджмента объединены связующими процессами:КоммуникацииПринятие решений
Основан на том, что организация – это система, т. е. единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей.Система бывает:а) открытаяВзаимодействует с внешней средой;Имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.б) закрытаяИмеет жесткие фиксированные границы;Все действия относительно независимы от внешних факторов.
Ситуация – это набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.Руководитель должен:быть знаком с процессом управления;уметь предвидеть вероятные последствия (+ и -) от применения какой-либо методики в конкретной ситуации;уметь правильно трактовать ситуацию, выделять важные факторы;уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и дали меньше всего недостатков в данной ситуации.
Методы управленияможно разделить
Современная система взглядов на менеджмент Организация – это открытая система.Успех зависит от того, насколько удачно фирма «вписывается» во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям.Фирме д.б. присущи постоянное обновление, приспособление к внешним факторам, главный из них – потребитель.Ставка делается на человека самореализующегося.Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.Ориентация на новую социальную группу – когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы.