Диалоговые технологии в школе
Искусство диалога – умение слушать и слышать, вместе решать важные проблемы, понимать себя, другого.
Диалог применительно к уроку литературы Диалог с писателем: это “поиск в книге ответов на важнейшие вопросы бытия.Диалог идей: совместные размышления о вечных проблемах автора и читателя, сопоставление разных точек зрения на эти вечные проблемы.Диалог культур: прослеживание связи литературы с другими произведениями искусств. Диалог людей: общение ученика и учителя, учеников друг с другом, цель которого – глубокое личностное осмысление литературного произведения. Диалог человека с самим собой – рефлексия ученика “Важно только, чтобы не останавливался человек в своем духовном развитии, чтобы не прекращался его диалог с миром, с самим собой”[1].__________[1] С.Э.Берестовицкая. Ж-л “Русская словесность”, № 5/2002, стр.32-40.
Принципы организации на уроке диалога с писателем Необходимо найти «болевую точку» ( Е.Ильин) или «точку удивления» (В.С.Библер, С.Ю.Курганова). Диалог с писателем – это глубокое “исследование” текста произведения, во время которого ученик получает возможность “вслушаться” и “всмотреться” в слова, в образы, а учитель должен организовать это “любование текстом”. “Должно быть удивление перед возможностями языка и свои открытия, пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших писателей должен прежде всего поражать и вызывать желание подражать”.[1] ____________[1] Г.П.Соколова Уроки русского языка и словесности: Учебно-методическое пособие. – М.:Дрофа, 2003, стр.7
Диалог идей Сопоставление различных точек зрения на героев произведения, сопоставление взглядов писателей на одни и те же вопросы. Такой вид работы служит средством усиления мотивации учебной деятельности. Важно, чтобы ученик, включившись в решение конфликта, на основе которого строится проблема, пропустил его через собственное восприятие.
“Почему “Капитанская дочка” Пушкина – семейная хроника, а повесть Гоголя «Тарас Бульба» – хроника историческая?” Казацкая жизнь – жизнь принципиально бессемейная. Тарас Бульба – глава семьи, обреченной на гибель. Семья Тарас, жена, Остап, Андрий Тарас, Остап, Андрий Тарас, Остап Тарас ____ Семейную хронику здесь было бынекому писать СЕМЬЯ СЕМЬЯ Гриневых Мироновых мать, отец мать, отец Петр Андреевич Мария Ивановна СЕМЬЯ(“потомство их благоденствует”, свято храня записки своего деда)
Диалог культур “Мудрость и разум – лучшее приобретение, чем богатство. Ибо мудрость приносит обладателю ее богатство и долголетие”.“Когда пойдешь прямым путем, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься”.«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум…»«Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла». Библия. Книга Притчей Соломоновых. Книга Екклесиаста.
Принципы поддерживающего обучения. Ученикам предлагается чаще давать небольшие задания, выполнение которых позволит проводить самооценку полученных результатов и чувствовать продвижение в учебе.Слабо успевающим ученикам особенно важно раскрыть технику самоконтроля. Они более других нуждаются в создании ситуации успеха.Новая информация выдается небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.Центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания значительно сокращается.Рекомендуется проводить специальное повторение:недельное повторение в течение первых 20 минут урока;помесячные повторения.В структуре урока:безоценочное начало урока; сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность школьника.
Составляющие ситуация успеха Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего учебного занятия, но особенно - в первые минуты интеллектуальной работыСнятие страха – второй шаг к успеху ребенка. Необходимо авансировать детей: “У тебя, конечно же, все получится…”Приемом “персональной исключительности” педагог отмечает теособенности группы или отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха.Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? “Скрытая инструкция” предполагает указание на какую-то операцию деятельности, которая могла бы стать опорой для ребенка в исполнении им заданного.Педагогическое внушение, собранное в яркий фокус.Педагогическая поддержка, совершаемая путем коротких реплик либо мимической реакцией на предварительные результаты.Не допускается сравнение одного ребенка с другим.
“Диалог с самим собой” (рефлексивная деятельность учащихся) Необходимо воспитать в детях рефлексивную культуру. Без нее невозможно решить проблему формирования мотивации школьников к саморазвитию. Во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; во-вторых, делает человека субъектом своей активности.
Самоуправление и самореализация.Некоторые методы развития. Взаимопроверка, взаимоанализ.Сочинение “Мои достижения”. Игра “Машина времени” (дети пишут письмо себе в будущее, отмечая, что они хотят научиться делать, что хотят узнать). Метод самоанализа, связанный с определением шкалы цветового диапазона настроения.