Управление образования молодёжной политикиАдминистрации Городецкого районаМОУ Тимирязевская средняя общеобразовательная школаВыполнила:учитель русского языка и литератураЗ. Е. Потехина.Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
Кабинет русского языка и литературы – чудесное место для творческой работы.
Технология «Развитие критического мышлени я через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии.Международный журнал «Перемена» о развитии критического мышления
«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю». Джордж Бернард Шоу
Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;умение пользоваться различными способами интегрирования информации;умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;умение решать проблемы;умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;способность самостоятельно заниматься своим обучением ;способность брать на себя ответственность;способность участвовать в совместном принятии решения;способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;умение сотрудничать и работать в группе и др.
Модель урока. Фаза вызова (evocation).Фаза реализации смысла (realization of meaning).Фаза рефлексии (reflection).
Основные задачи фаз ТРКМ.
УЧИМСЯ ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮПриемы:1.Знаю – хочу узнать – узнал.2.Продвинутая лекция.3.Зигзаг.
Прием«Знаю – хочу узнать - узнал».
Продвинутая лекция. В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу:Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия.
Прием «Зигзаг».
УЧИМСЯ ПРОГНОЗИРОВАТЬПриемы:1.Верные – неверные утверждения.2.Прогнозирование.
«Верные – неверные утверждения». А.П.Чехов, 10 класс. А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».Ему принадлежит афоризм «Красота спасет мир».А.П.Чехов по образованию был врачом.Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому.Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс.Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.
Перед вами фотография основателя династии Ротшильдов. ●Что можно сказать об этом человеке по его внешности?●Кто носит фамилию Ротшильд в рассказе?●Что это за человек?●Почему такой жалкий человек получил такую фамилию?
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМПриемы:1.Чтение с остановками.2.Чтение с пометками INSERT.3.Двойной дневник.4.Кластер.5.Синквейн.
Прием «Чтение с остановками».Примерные вопросы. ▪ По названию предположите, о чем будет рассказ?▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Л.Н.Толстой «Война и мир», 10 класс.
Прием«Чтение с пометками INSERT».
Прием «Двойной дневник».
Составление кластераНапример, при изучении творчества И.А.Бунина в 7 классе:
СинквейнНа уроке развития речи «Описание картины»ОсеньПасмурная, ветреная.Печалит, знобит, хмурит.Мне становится грустно.Тоскливо.(Лапшина Аня 5 кл.)Осень.Жёлтая, пышная.Вдохновляет, радует, золотит.Я люблю рыжую осень.Красиво.(Фролова Настя 5 кл.)Цветы.Полевые, душистые.Пахнут, благоухают, украшают.Это мои любимые цветы.Радуют.(Селезнёва Христина 5 кл.)
УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫПриемы:Толстые и тонкие вопросы.Мозаика.
УЧИМСЯ ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮПриемы:1.Написание эссе.2.Составление телеграммы, памятки, инструкции.3. Стихотворение по алгоритму.4. Нарисуйте счастье.5.Письмо по кругу.
К.Паустовский «Телеграмма», 8 класс. Напишите письмо от имени главной героини, адресованное матери, в котором она могла бы попросить прощение за свое равнодушие.
М.Булгаков «Мастер и Маргарита», 11 класс.Телеграмма Маргариты с бала Сатаны. Нахожусь на балу Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева!
Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»
Хокку о Данко по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль», 7 класс.
Диаманта.
Прием «Нарисуйте счастье».
Письмо по кругу. Объединитесь в группы. У каждого должен быть листочек и ручка. Напишите три предложения по теме, затем передайте свой листок соседу. Получив листок соседа, продолжите его работу, написав еще три предложения, передайте соседу. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Спасибо за внимание!