БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ШАГ В СТОРОНУ ВУЗА Из опыта планирования и преподавания курса экономической и социальной географии мира в 10 классе.
Теоретики модульного обучения П.А.Юцявичене (1989,1990)Т.И.Шамова (1994) П.И.Третьяков и И.В.Сенновский (1997).
Что такое модуль? С латинского – «мера»:в точных науках – коэффициент (или число), являющийся мерилом соответствующих величин;в архитектуре – исходная мера, принятая для выражения крайних соотносительных размеров комплексов, сооружений и их частей;в технике – функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством заменяемости.
В методике преподавания модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.
Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем
Как ? Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены цели усвоения модуля, источники учебного материала,способы действий и т.д
Роль учителя: составление инструкций, консультации, контроль усвоения знаний, умений и навыков.
Типизация модулей С.Е.Кутейников, учитель из Княжьих Гор: учебный элемент – это модуль первого порядка; модуль, соответствующий уроку, есть модуль второго порядка; модуль, соответствующий теме, - модуль третьего порядка; модуль, вбирающий содержание курса, - модуль четвертого порядка; весь учебный предмет в полном школьном содержании – модуль пятого порядка.
Блочно-модульное обучение З.Ф.Добрякова, учитель из Московской обл.: в каждом блоке (по 8-10 часов) представлены такие модули обучения: I модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий; II модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы; III модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.
Модульные программы М.М.Губа, учитель из Тюменской обл.: в модули сведены отдельные темы курса, а структурирование модулей – на уровне типов уроков и форм организации деятельности учащихся.
Плюсы и минусы «+»модульная технология привлекательна с точки зрения универсальности и мобильности; «-»она предполагает коренную перестройку учебного процесса.
Блочно-модульное планирование результат приведения хорошо известных форм и методов работы в систему, которая оптимизирует учебный процесс в плане его вариативности и гуманизации и позволяет следовать таким дидактическим принципам:отбор и генерализация учебного материала,рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда учащихся,ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений.
Сущность планирования: разделение программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения, модули контроля.
Принятые сокращения учебных модулей Модули содержания (М – С):СБУ – элементы содержания базового уровня СПУ - элементы содержания продвинутого уровня КАУ – категориальный аппарат урокаНОМ – географическая номенклатураПРР – рекомендованные практические работы
Модули содержания СБУ: элементы обязательного минимума содержания;СПУ: элементы содержания повышенного уровня - соответствуют программе, положенной в основу планирования; КАУ: элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, а также общие и единичные научные понятия.
Модули обучения лекции; семинары; уроки-практикумы; повторительно - обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки; самостоятельные работы учащихся.
Модули контроля Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору. Персональный контроль – это форма «тихого» опроса.Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса (работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант). Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.
Достоинства БМО Во-первых, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д.
Во-вторых, выбирая форму отчета,он находится в более комфортных психологических условиях.
В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам.
В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность проявить себя с лучшей стороны.
Пример планирования блока
Содержание блока: ОМС: Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география главных международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
СПУ: Естественное движение населения. Концепция демографического перехода. Региональные различия в демографической ситуации. Демография. Структура населения. Этнография. Взаимодействие и взаимопроникновение различных цивилизаций. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Образовательный состав населения как показатель его «качества». «Утечка умов». Мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах. Экологические проблемы больших городов.
Урок 11. Население мира в начале XXI века.(Лекция) КАУ: география населения как ветвь экономической и социальной географии; демографическая история населения мира.
Урок 12. Численность и воспроизводство населения.(Совместное изучение темы) КАУ: воспроизводство населения; естественное движение населения; первый тип воспроизводства; второй тип воспроизводства; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; демографическая политика; демографический переход.НОМ: первая десятка стран мира по численности населения.ПРР: Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.
Урок 13. Состав (структура) населения.(Практическая работа) КАУ: экономически активное население; этнос; однонациональные, многонациональные государства; межнациональные отношения. ПРР: Сравнение состава и структуры населения различных регионов Земли.
Урок 14. Размещение и миграции населения.(Практическая работа) КАУ: трудовые миграции; «утечка умов».НОМ: мировые потоки миграцийПРР: Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и Евразии.
Урок 15. Урбанизация как глобальный процесс.(Семинар) КАУ: урбанизация; «городской взрыв»; геоурбанистика.НОМ: десятка крупнейших городов мира. ПРР: Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.).
Урок 16. (Урок-конференция.) Население и окружающая среда. КАУ: качество населения.ПРР: Объяснение (на базе учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.
В итоге такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
Спасибо за внимание! Е.Н.Иванова