Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» городского округа город Волгореченск Костромской области. Предпрофильное и профильное обучение в «Лицее № 1».Разработала Могунова Елена Владимировна г. Волгореченск. 2006 год.
Основные принципы реализации концепции профильного обучения в лицее № 1. Профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации, позволяющим за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». (Концепция модернизации российского образования).
Цель : Предоставление учащимся возможности спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
Задачи : Предоставить возможность выбора любых профильных и элективных курсов, ориентироваться в которых ученик сможет, исходя из планов, касающихся его деятельности в будущем; (Приложение 1, 2, 3)Создать такие условия, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен. (Приложение 4)
История развития профильного обучения в лицее № 1. 1987 год – создание физико-математических классов совместно с ИГЭУ;1989 год – создание гуманитарного класса;1988 год – введение курса по специальностям: «секретарь-референт», «оператор ЭВМ»;1997 год – создание педагогического класса;2000 год – введение в 9-е классы спец.курсов, факультативов по профилю: физико-математический и педагогический;2004 год – элективные курсы по выбору для 9-х классов;2005 год - элективные курсы по выбору для 8-х - 10-х классов;
Формы организации профильного обучения в лицее № 1. Профильные классы, состоящие из учащихся данного общеобразовательного учреждения;Профильные группы, состоящие из учащихся «Лицея № 1»;Индивидуальное обучение учащихся лицея по специальной программе;Профильные группы, имеющие сборный состав из учащихся «Лицея № 1» и школ города;
Компоненты профиля: Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся;Профильные общеобразовательные предметы;Элективные курсы;Индивидуальные консультации;Проектно-исследовательская деятельность;
Перспективы развития Возможные варианты развития лицейского образования, не входящие в противоречие с Концепцией профильного обучения:академическое (углубление научно-теоретических знаний для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях по классическим программам всех ступеней высшего образования и продолжения научной деятельности);Технологическое (овладение образовательными технологиями и их применение в сфере производственно-практической деятельности, непрерывном образовании);
Приоритетные направления работы лицея № 1. 2002-2005 год – участие лицея в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (12-летка);2003год – включён в эксперимент по профильному обучению;2004-2006 год – создание и отработка проекта профильного образования в лицее; разработка учебных планов и программ;2006 год – здоровьесберегающие технологии; психолого-педагогическое сопровождение;2007-2008 год – юбилейный год: 40 лет лицею, 15 лет физико-математическому классу, 10 лет социально-педагогическому классу;2009 год – анализ результатов работы; прогноз и реальность; новый педагогический поиск;
Схема профильного обучения в лицее № 1
Элективные курсы предпрофильной подготовки 8-9 классы Предметно-ориентированные-подготовка к итоговой аттестации по русскому языку;-изучаем Конституцию России;-анализ художественного текста;-основы архитектурно-строительного черчения;-приёмы обработки древесины;Ориентированные на профиль-методика проведения интеллектуальных игр;-решение нестандартных задач;-решение задач с параметрами;-технология создания Школьного сайта;-процентные вычисления;-геометрический тренинг;-Психология личностного роста;Расширяющиепознавательнуюдеятельность-экология современного человека;-великие открытия в биологии;-цветочный дизайн;-занимательная география;- «химия в нашем доме»;
Примеры элективных курсов предпрофильной подготовки
Примерные учебные планы профильного обучения
Классы-группы, ориентированные на профессии: «Оператор ЭВМ – программист» (элективный курс) Свидетельство о присвоении квалификации. «Организатор детского коллектива» социально-педагогический профиль (учебный план) Свидетельство о присвоении квалификации«Секретарь-референт» (факультатив)Свидетельство о присвоенииквалификации.
Социальный заказ Выявление пожеланий учащихся и их родителей, анализ социального заказа;Создание рабочих учебных планов каждого профиля;Углублённое изучение отдельных предметов;Установление связей с учреждениями высшего и среднего профессионального образования;Создание системы дополнительного образования;Организация условий для развития творческих способностей учащихся через деятельность научного лицейского общества;
Данная модель предпрофильного и профильного обучения в «Лицее № 1» создавалась с целью индивидуализации и социализации обучения и кооперации старшей ступени лицея с учреждениями высшего профессионального образования (КГУ им. Н.А.Некрасова, ИГЭУ). Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения.