Качество образования как толкование объекта. Теоретические и практические подходы к определению качества образования.
Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.В противном случае оно совершенно бесполезно. Р.Киплинг
Стратегическая цель государственной политики в области образования: Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.(Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики . Проект Минобрнауки России до 2020года)
Позиция практиков на понимание «качества образования» Качество ЗУНКачество воспитания (уровень воспитанности)Степень развитости личности.Результаты олимпиад, ЕГЭ и поступаемость в ВУЗы.Готовность выпускника к жизни (готовность к труду, защите родины, семейной жизни и т.д.)
Качество как понятие философии Качество рассматривается как не абсолютная категория, а относительная. Фактически качество образования философии рассматривается как синоним «образованности». Философская трактовка не дает оценки и не рассматривает параметров качества.
Качество как понятие экономической науки «качество» - совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, обеспечивающая удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей». (Качество продукции, испытания, сертификация. Терминология: Справочное пособие. Вып. 4. – М.: Изд-во стандартов, 1989.)
Качество как категория образовательного менеджмента
Б.С. Гершунский утверждает, что качество образования является емкой и многоаспектной социальной категорией. Поэтому оно «не может и не должно рассматриваться только на основе собственно образовательных параметров, поскольку образование - это широкая социально-культурная категория... наиболее важная сфера любого общества и государства. Качество образования определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал любой страны. (Педагогическое науковедение // Советская педагогика. – 1989. - №10. – С.68-74)
В.П. Панасюк объясняет понятие качество школьного образования как совокупность свойств, которая обуславливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств (Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. дис… д-ра пед. наук. – СПб, 1998. – 34с)
А.А. Вербицкий настаивает на том, что показателем качества образования является профессиональная компетентность, понимаемая как переход от знака к мысли, а от нее к действию и поступку, что делает знание осмысленным. Понимая, что профессиональное самоопределение человека не ограничивается временем обучения в учреждении профессионального образования, а должно начинаться значительно раньше и сопровождать человека на протяжении всей жизни как способность «открывать для себя мир» и «себя в мире». Поэтому мы рассматриваем профессиональную компетентность как реальный (пусть даже самый высокий и не для всех) показатель качества образования, соотнося его не только с обучающимися, но и с педагогами.
В.П. Беспалько соединяет психолого-педагогические и процессуально-субъектные подходы к определению качества образования утверждая то, что все рассуждения о гуманистической педагогике останутся декларативными, если не принять параметры качества как образовательные стандарты.(Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. – 1996.)
А.А. Аветисов отождествляет качество образования с качеством функционирования системы образования, показателем которого является достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обученности (подготовленности). Это говорит о том, что состояние образовательного процесса оценивается по конечному его результату.
Согласно И.Я. Лернеру (автору энциклопедической статьи), понятие качество знаний отражает измеряемое и структурированное соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методологические, оценочные знания) с элементами содержания образования и с уровнями усвоения. Последнее издание Российской педагогической энциклопедии и педагогического энциклопедического словаря ограничиваются только определением понятия качества знаний.
В.М. Полонский предлагает формальное определение понятия качество образования выпускников как обозначения определенного уровня знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития достигаемого выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.Словарь-справочник по законодательству Российской Федерации,
Теория и практика, нормативно-правовое обеспечение» предлагается оценить результативность деятельности учреждения по следующим показателям: количество обучающихся, получивших звания лауреатов, дипломантов, победителей и т.д.; количество обучающихся принявших участие в различных конкурсах; количество публикаций работ педагогов и обучающихся; количество обучающихся, продолживших обучение по конкретному направлению.Методическое пособие «Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования детей»
А.М. Моисеев дает следующее определение: качество образования - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Главное отличие данного понимания качества образования состоит в том, что оно не сводится к обозначению только объемных, количественных параметров результата. «Качество образования в школе» трактуется как: направление деятельности системы внутришкольного управления; важнейший показатель успеха школы; но главное - как системообразующая задача. Словарь-справочник «Внутришкольное управление»
Авторы д.п.н. СЕ. Шишова и д.п.н. В.А. Кальней предлагают рассматривать данное понятие, во-первых, как динамическое и, во-вторых, различать в нем абсолютное и относительное значения.Понятие качество используется в его абсолютном значении преимущественно в повседневной жизни. «Предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысший стандарт, который невозможно превзойти. «Мониторинг качества образования в школе».
«Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи» Качество образования ~~ «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».
В концепции управления качеством образования, предложенной Департаментом образования и науки администрации Пермской области, качество определяется как «совокупность свойств и характеристик продукции, услуги, которые придают им способность удовлетворять определенные потребности». «Качество образования - характеристика образования, определяемая совокупностью свойств (и их проявлений), способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека, отвечающих интересам общества и государства. Качество образования отражает состояние образования в социальной системе»
А.И. Жук считает, что «следует говорить о качестве образования в контексте сравнения интегрированного качества конкретной образовательной системы на внутреннем и внешних рынках образовательных услуг с другими».Прежде всего, определение качества проводится с позиций образовательного менеджмента и принятия образования как сферы услуг. Отмечая относительность категории «качество».(О.Л. Жук, А.И. Жук, В.И. Воскресенский, С.А, Крупник, В.В. Мацкевич, Н.Н. Кошель «Проблемы качества образования в современных условиях» – М., 2002.).
В логике методологического подхода проводятся исследования взаимообусловленности качества образования и педагогического менеджмента, при котором управление нацелено на конечные результаты (Н.А. Лукина, Ю.А. Конаржевский, В.П. Смирнов, П.И. Третьяков и др.). В работах этих авторов указано, что качество образования в большей степени зависит от психологизации процесса управления, горизонтальной системы профессионального сотрудничества, мотивационной ориентации руководителя и педагогов, культуры деятельности всех субъектов учреждения
Особую позицию в методологическом подходе к определению качества образования и его управления занимает авторский коллектив практико-ориентированной монографии. «Качество образования» - это соотношение цели и результата, как меры достижения цели при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.«Управление качеством образования», под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук профессора М.М. Поташника (М.В. Левит, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, А.М. Моисеев, О.Г. Хомерики, И.Н. Шербо, Е.А. Ямбург и др.).
Критически оценивая качество отечественного образования, Е.А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований. Е.А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу к решению, путям поиска ответов на вопросы аксиологического уровня:«Нужно ли внушать ребенку мысль о том, что есть абсолютные ценности и есть ли они вообще?Сочетаются ли вечные ценности и педагогический плюрализм?Как не превратиться в маргинала (человека без корней, не знающего культуру и историю своего народа), если исповедовать космополитизм как высшую гуманистическую философию цивилизованного человека?Как сочетать такую ценность, как свобода, с неизбежной зависимостью (т.е. несвободой) от тех, кого любишь, с кем общаешься, сотрудничаешь, взаимодействуешь?Возможен ли без религиозный гуманизм и как быть школе с ее светским образованием, если высшие духовные ценности (такие, как, например, Вера) постигаются вне ее?» (Эта «скучная» наука управление М.,1992).
Качество образования – это интегральный показатель эффективности конкурентоспособности учреждения и позитивных изменений субъектов процесса образования.
Качество образования Социальная категория;Интегральный показатель соответствия нормам, стандартам, правилам;Совокупность характеристик, свойств;Результат (относительно целей);Характеристика свойств объекта.
Качество образования можно рассмотреть в нескольких аспектах: а) эффективность системы образования (конкурентоспособность учреждения образования с учетом специфики в целом); б) результативность в достижении целей за определенный временной промежуток;в) позитивное изменение субъектов образовательного процесса ( достижения каждого ребенка и персонала); г) качество образовательных услуг (удовлетворенность социума предоставляемыми учреждением образовательными услугами.)
Диагностическая программа качественных показателей деятельности образовательного учреждения
Принципы управления качеством единство количества и качества: обеспечение высокого уровня качества при расширении масштабов деятельности; непрерывность повышения качества: управление качеством является непрерывным процессом, способствующим, с одной стороны, адаптации учреждения к изменениям внешней среды и с другой стороны, постоянному улучшению показателей учреждения путем сокращения издержек ( финансовых, материальных, информационных), повышения квалификации сотрудников, развития заинтересованности в результатах работы;системный подход к качеству: при управлении качеством учреждение дополнительного образования рассматривается как система взаимосвязанных элементов;
Принципы управления качеством ориентация на потребителя: в рыночных условиях качество определяется с позиции востребованности образовательных услуг и степени удовлетворенности качеством;непрерывность и комплексность контроля качества: дляповышения эффективности мероприятий по повышению качества осуществляется непрерывный и комплексный контроль (мониторинг) деятельности всех функциональных подразделений;комплексность стандартизации и сертификации: выявление соответствия деятельности нормативным требованиям в области качества;оптимизация затрат на обеспечение качества: выявление и устранение затрат при осуществлении управления качеством;экономическое стимулирование деятельности по качеству: создание экономических предпосылок для совершенствования качества, изменение механизма оплаты труда и мотивации персонала
Качество может быть оценено с помощью совокупности показателей.(Показатели качества — характеристика свойств объекта, составляющих его качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям его создания и использования.)Разработкой методологии оценки качества занимается наука, называемая квалиметрией, но и она не может ответить на вопрос: «Как измерить качество в школе ?»
Для оценки качества процесса и качества услуги используют различные показатели.Качество процесса может быть измерено и оценено с помощью количественных показателей.( Сколько детей в школе, сколько классов комплектов, образовательные программы и т.д.).Качество услуги, которое в отличие от качества процесса обычно трудно оценить с помощью количественных показателей (поскольку услуга не имеет вещественной формы), определяет на основе экспертных оценок
Методы и средства управления качеством — это способы, которыми органы управления воздействуют на образовательный процесс, обеспечивая достижение и поддержание необходимого уровня качества.Средства управления качеством включают:Методологические и педагогические средства;средства связи и обработки информации;нормативно-правовую документацию.
Методы управления качеством:социально-психологические;экономические;организационно-технологические;административно-контрольные;нормативно-правовые
Контроль качества обеспечивают:проверка и измерение результатов;качество результатов в сравнении с исходными требованиями;неудачные результаты, отброшенные или переработанные.Контроль качества направленный на выявление дефектов.
Если Вас волнует, сколько обучающихся посещает Ваше учреждение? Это продукты.Если вы озабочены методами преподавания и административной практикой, то вас волнует процесс. Если Вы озабоченны содержанием образовательных программ и уровнем финансирования, то это ресурсы.Если Вы ориентированы на дальнейшие успехи тех, кто прошел через вашу систему? Это итоги.Если Вы ориентированы на достижения учащихся, систему ценностей выпускников? Это результаты
Продолжение следует…