Синквейн как прием технологии развития критического мышления
Технология РКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер Деятельностный подход к обучению -Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн;Личностно-ориентированное образование Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская Эвристическое обучение - А.В. Хуторской.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся
Гамзина Ольга Викторовна «Развитие критического мышления на уроках химии.Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».Кашлев С. С. «Современные технологии педагогического процесса» А.Гин «Приемы педагогической техники»
Приемы ТРКМ: Чтение с остановкамиЭссеЗигзагТолстый и тонкий вопросЗнаю-Хочу знать – УзналПрогнозы Кластер Синквейн, хокку, диамантаАлфавит ….
Синквейн Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Синквейн - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет
Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам
Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску- мотивация.Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент рефлексии мотивационного элемента в начале изучения темы
Правила написания На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Пример синквейна КислородГазообразный прозрачный. Дышим, поджигаем, живем. Без кислорода нет жизни. Воздух . КислородГазообразный, бесцветныйОкисляет, оживляет, поджигаетВокруг кислорода вращается вся земная химия.Жизнь.
ГалогеныГелевые, газообразныеСветятся, реагируют Они в 7 группеХлор ГалогеныСолеобразующие, ядовитые Отравляют, активничают, Активные неметаллыХлор
Составить синквейн Химия Учитель Семинар
Семинар Обобщение Интересный, полезныйВстречаемся, делимся опытом, учимся«Единственный путь, ведущий к знанию,—это деятельность». Бернард Шоу Удовлетворение
Умение учащегося кратко, логично выражать мысли (знания) по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся: - знает содержание учебного материала темы; - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением строчка 1: тема (существительное)строчка 2: определение (2 прилагательных)строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных)строчка 5: действие (3 причастия)строчка 6: определение (2 прилагательных)строчка 7: тема (существительное)
Лист дерева РождениеЗеленый, яркийСветящийся, растущий, цветущий Жара, движение, солнце, пищаУвядающий, замедленный, туманныйКоричневый, старыйСмерть Вода Жидкость Прозрачная, холоднаяОсвежающая, растворяющая, дающая жизньВодоем, испарение, дождь, снегИспаряющаяся, замерзающая, текущаяГустой, молочный Туман
Алфавит. «Вода» АкваБолотоВодопадГидролиз, гидростанция, гидротацияДистилляция, Е..Жидкость, жажда, жесткость Замерзает при 0ИспаряетсяКоррозия, кипит при 100
Удачи в творчестве!Спасибо за внимание!