Современный урок
Что значит – современный? Виды образования:ТрадиционноеИнновационноеШоковое Современный – отвечающий на вызовы времени
Задачи урока Обучающий – чему?Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мираВоспитывающий – что? Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективностьРазвивающий – что?Деятельность, мышление, рефлексию
Формирование целостной картины мира как цель обучения Традиционное представление о целостной картине мира
Формирование целостной картины мира как цель обучения Современное представление о целостной картине мира
Развивающий аспект урока Развитие деятельности:Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)Проектирование (замысел, реализация, рефлексия)Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)Моделирование …Конструирование…Прогнозирование…
Развивающий аспект урока Развитие мышления:Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Что отличает современный урок от традиционного? Место в образовательном процессеСтруктураСодержаниеОрганизационные формыМетодикасредства
Что отличает современный урок от традиционного? Место в образовательном процессе Урок утратил роль главной организационной формы образованияЕго конкуренты:Открытое образованиеИнформальное образованиеДомашнее образованиеДополнительное образование
Что отличает современный урок от традиционного? Структура Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания:Организационный моментПроверка домашнего заданияОбъяснение нового материалаЗакрепление
Что отличает современный урок от традиционного? Структура Современная дидактическая структура основана на логике познания:Актуализация (1.мотивационная, 2.содержательная)Изучение нового материалаПрименение
Что отличает современный урок от традиционного? Структура Логико-психологическая структура урока (сценарий, режиссура):Завязка (интрига, проблема)КульминацияРазвязка
Что отличает современный урок от традиционного? Содержание урока Компоненты содержания:Предметный;Технологический;Субъективный;Мировоззренческий;Культурологический и т.д.
Что отличает современный урок от традиционного? Содержание урока Структура и логика содержания:Теория в практике (а не от теории к практике)Общее в частном (а не от частного к общему)Целое в части (а не от частей к целому)От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Что отличает современный урок от традиционного? Содержание урока Принципы отбора и переработки содержания :ГуманитаризацияНеоклассицизмРегионализацияЭкологизацияДифференциация Персонификация и т.п.
Что отличает современный урок от традиционного? Организационные формы Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)Мыследеятельностные (выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы Задачный подход;Проблемное обучение;Исследовательское обучение;Проектное обучение;
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы Развивающее обучение;Личностно-ориентированное обучение;Рефлексивное обучение;Мыследеятельностное обучение;Продуктивные технологии
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы коммуникативные технологии;Информационно-коммуникационные технологии;Технология КТД;технологии дифференциации;Технологии индивидуализации
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы методика виртуальной субъективности:Позиция субъектаВыбор (самоопределение)Позиция экспертаПозиция лидера (принятие на себя ответственности)Сверхнормативная активность …
Что отличает современный урок от традиционного? Средства обучения Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.);Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.) Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.);Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Результаты обучения КомпетентностьЦелостная картина мираСубъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету)Развитое абстрактное мышлениеВладение полной структурой деятельностиФормирование социальной взрослостиМотивационная готовность к учебно-профессиональной и к общественно-значимой деятельности.