СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Зубрилина И.В., учитель английского языка высшей категории ГУО «Гимназия №1 г. Дятлово»
Современный урок Личностно- ориентированная модель Цели Задачи личностного развития, дети участвуют в целеполагании . Содержание ЗУН, ценности, компетенции Учитель Создает ситуации развивающего типа Ученики «Проживают» ситуации Формы, методы Широкий спектр методов активного обучения Результат Гармонично развитые ученики
Интегральная образовательная технология использует методы и приёмы обучения различных технологий: проектного обучения, технологии критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения и др.
План проведения урока Презентация урока Характеристика класса, где будет даваться урок Рассказ учителя о проекте предстоящего открытого урока и его обоснование Ответы учителя на вопросы гостей по проекту урока Реализация проекта (урок) Анализ урока самоанализ урока учителем Ответы учителя на вопросы гостей Общая дискуссия
Этапы проектирования урока: определение целей и задач урока; ориентация всего содержания урока на реализацию запланированных целей и задач; ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов; оценивание текущих результатов (наличие оперативной обратной связи), коррекция обучения; заключительное оценивание результатов.
Проектирование урока Роль урока в структуре изучения темы Постановка целей (ведущей цели) Определение начальных условий Выбор метода обучения Отбор организационной формы обучения Разработка структуры урока Методы обучения и формы для вспомогательных элементов урока Содержательное наполнение урока Обдумывание организационной схемы урока Имидж урока Подбор подходящих приемов педагогической техники ЭФФЕКТНО И ЭФФЕКТИВНО !
Урок удивительно многогранен, очень сложен, динамичен, связан с предыдущим, является проекцией в будущее, в «зону ближайшего развития» - ПРИРАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Урок – как деятельностная система Цели Процесс Содержание Учитель Результат Ученик формы методы средства модель образовательного процесса деятель- ностная система пед. приёмы средства орг. формы методы педагогическая техника дидактическая основа
Осмысление Восприятие Процесс усвоения знаний и способов деятельности Рефлексия Обобщение Запоминание Применение
Цель урока Цель - это образ желаемого результата Требования к цели: актуальность реалистичность контролируемость временная определенность пространственная определенность РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЬ
Обучающая цель урока Это список действий, которыми в конце урока овладеют ученики !!! УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: организовать с максимальной эффективностью деятельность учеников, которая содействовала бы усвоению материала и развитию определенных умений и компетенций
Задачи личностного развития организовать ситуацию для самоопределения учащихся на прогнозируемый результат познавательной деятельности; создать ситуацию выбора учениками собственных маршрутов достижения поставленной цели; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся; создать ситуации для развития самостоятельности мышления учеников; организовать ситуации для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся. Способствовать … Содействовать … Создавать условия … Создавать ситуации …
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ - пример - удивление - жизненная необходимость - неизбежность ??? А ты это умеешь? Это полезно, необходимо, нужно мне лично? Где это пригодится? Мне это интересно?
Важно! ученики должны выполнять задания не для учителя, а для себя, поэтому задание должно быть сформулировано так, чтобы ученики поняли, что это именно им необходимо.
Выбор маршрута
Методы обучения Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Практико-ориентированный
Форма урока Формы проведения занятий Лекция Рассказ Беседа Экскурсия Лабораторная работа Практическая работа Самостоятельная работа Практикум Семинар Семинар-практикум Формы организации занятий фронтальная коллективная групповая (парная) индивидуальная
Краткий план взаимодействия учителя и учеников на уроке № Этапы деятельности учителя Этапы деятельности учеников t,мин 1 Определение границы между уровнями знания и незнания у учеников Актуализация опорных знаний и умений 8 2 Помощь в определении заданий, вызывающих наибольшую трудность. Уточнение формулировки темы урока. Усмотрение трудностей и пробелов в знаниях в изучаемой теме и принятие темы урока. 3 Обеспечение мотивации и помощь в определении цели урока, пути её достижения. Мотивация на дальнейшую деятельность, определение цели урока, выбор пути её достижения. 4 Помощь в выполнении предложенных заданий Выполнение заданий: выбор плана выполнения заданий и его реализация 20 5 Организация самоконтроля Самоконтроль в процессе выполнения заданий . 6 Организация повторения и обобщения полученных знаний Повторение и обобщение полученных знаний. 3 7 Организация выполнения контролирующего теста. Выполнение контролирующего теста. 6 8 Организация взаимопроверки правильности выполнения теста, коррекции знаний. Взаимоконтроль, анализ и коррекция собственных ошибок. 3 9 Организация ситуации для итоговой рефлексии совместной деятельности, подведение итогов урока. Рефлексия совместной деятельности на уроке 5
Рефлексия Стадии развития рефлексии самоосознание самоопределение самовыражение самоутверждение самореализация саморегуляция Функции саморазвития самоанализ самоцелеполагание самопланирование самоорганизация самоконтроль самокоррекция
Типы тестов Входной тест Проводится в начале урока, включает задания по учебному материалу предыдущих уроков и материалу, связанному с новой темой Выполняет функцию: - самоконтроля, - самооценки качества домашней работы и определяет готовность учащихся к уроку; - коррекции знаний и умений, которая происходит в процессе сравнивания своих результатов с учительскими эталонами; - актуализации опорных знаний; - мотивации на последующую деятельность
Диагностирующий тест Проводится на уроке вводного повторения,включает задания предыдущих тем курса и материалы смежных предметов Выполняет функцию: определяет степень готовности учащихся к изучению новой темы; помогает учителю спланировать работу по восполнению пробелов в знаниях учащихся
Выходной тест Проводится в конце урока. По содержанию соответствует целям урока Выполняет функцию: - коррекции учебного материала; - самооценки; - самоопределения в выборе домашнего задания; - мотивации на последующую деятельность
- РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ КОНТРОЛЯ ОЦЕНИВАНИЕ - САМООЦЕНКА ДОЛЖНА ПРЕДШЕСТВОВАТЬ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ http://aacenka.by/http://www.nastaunik.info
Рефлексия Эмоциональная рефлексия Деятельностная рефлексия Знаниевая рефлексия Восстановление Критика Перенормирование Какие этапы были? Как вы работали? Какие трудности? Что получилось, что нет? Что на ваш взгляд было не так? Что было удачно? Как изменить работу? Какие средства использовать в дальнейшем? событие
Осмысление должно учитывать как минимум 3 стороны деятельности ученика: практической (что сделано?, что является главным результатом?) технологической (каким способом?, этапы, алгоритмы деятельности и др.) мировоззренческой (зачем я это делаю?, кто я в этой работе, процессе? и т.д.) Уместно выделить страницу в рабочей тетради или определенное место для рефлексивных записей ученика
Инструментарий учителя для организации рефлексии Диаграммы, анкеты, опросники, вопросно-ответные ситуации, оценочные таблицы, таблицы самооценки и др.
Важно! Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить ученику смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Система Л.Дж. Онрис Образ мышления /склад ума Что это? Обучающиеся любят Учитель может взаимодействующий восприимчивый к настроению других - иметь много друзей; - руководить; - размышлять; - строить взаимопонимание; - работать как эффективный член команды. -использовать групповые методы обучения; -поручать групповые проекты; -исп. «мозговой штурм»для решения проблем; -исп.парную работу; диалог замкнутый Восприимчивый только к своим чувствам и настроениям; Знает свои преимущества и недостатки; Использует собственные знания, чтобы руководить принятыми решениями. -контролировать собственные чувства и настроения; -подчиняться личным интересам; -познавать через наблюдение и слушание. -разрешать работать на собственном месте; -поручать собственные проекты; -помогать налаживать контакты; -создавать условия для возникновения желания получать помощь от других и помогать самому; -вовлекать к ведению дневниковых наблюдений и других форм рефлексии. подвижный Исп. движение для налаживания контакта и решения проблем -танцевать; двигаться; имитировать; -конструировать -обеспечить тактильные подвижные задания; -предложить ролевые игры; -разрешить двигаться во время работы; -исп.моделирование, конструирование
лингвистический -этимология слов; -исп.языковой лексики в различных формах для выражения сложных значений -шутить, каламбурить; -читать, писать, рассказывать истории; -использовать фразеологический словарь; -играть словами; -писать стихи и рассказы -устные и письменные проекты; -помогать в подготовке сообщений; -заинтересовать дискуссией; -предложить кроссворды, исследования слов. логико-математический -понимают численные и абстрактные образы; -излагают, решают проблемы, используя причинные связи -работать с образами, числовыми обозначениями; -задавать вопросы; -знать, как работают механизмы; -представлять краткое изложение, план, конспект; -работать в ситуациях, где имеются только «черно-белые» решения -использовать стратегические игры; -записывать информацию графически; -рисовать карты; -составлять диаграммы, схемы; -заставлять учащихся демонстрировать понимание через конкретные образы. музыкальный -восприимчивый к невербальным звукам окружающего мира, включая мелодию и интонацию голоса; Осведомлен в моделях ритма, тембра, обладает абсолютным слухом -слушать и заниматься музыкой; -соотносить чувства с музыкой и ритмом; -петь, «мурлыкать» и двигаться под музыку; -работать с музыкальными формами. Работать под музыку; -создавать и копировать мелодии. -использовать песню, чтобы научить общему понятию; -поощрять за использование музыки при работе над проектом (шоу, презентация); -создавать музыкальную мнемонимику; -заставлять учащихся учить музыку и танцы других стран.
пространственный -воспринимают образный мир; -создают мысленные образы; -мыслят в трех измерениях; -осознают взаимодействие предметов в пространстве -рисовать, создавть изображения; -работать с картами; -работать с пазлами, конструктором, головоломками, лабиринтами; -раскладывать объекты на составляющие и собирать вновь. -составлять карты и лабиринты; -создавать условия для демонстрации понимания материала через рисунок, схему; -давать задания по дизайну, декорации. естественный, самородный, врожденный восприимчив к естественному миру, видит связь и образы в животном и растительном мире -проводить время на природе; -наблюдать за растениями; -собирать камешки, слушать звуки природы; -распределять по категориям и классифицировать флору и фауну. -использовать экскурсии, чтобы научить общему понятию; -создать уголок природы; -проводить научные эксперименты; -создать «зеленый островок» в классе, на игровой площадке.