Урок в начальной школе в аспекте системно-деятельностного подхода Кузнецова Маргарита Павловна Учитель начальных классов МБОУ «Строевская СОШ»
Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося. А. Дистервег
Критерии результативности урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие; Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения; Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы; Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки ;
Критерии результативности урока Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися; Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи; Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока; Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения; Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта; На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»
Примерная структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Математика. 2 класс. ПНШ Тема урока: Вычитание суммы из суммы Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний. Цель: учить выполнять вычитание суммы из суммы; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать и обобщать.
Самоопределение к деятельности (организационный момент) Ура! Математика! - Ребята, начинаем наш любимый урок- урок математики. - Сегодня на уроке много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно и не отвлекаться, тогда мы все успеем. Личностные УД положительное отношение к урокам математики
Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового) -Откройте содержание учебника, прочитайте тему. Вычитание суммы из суммы (5+3)-(4+2) Предметные ЗУН правильно употреблять в речи названия числовых действий и выражений
Постановка учебной задачи Задачи на урок. План урока: 1. Узнать, как ..(можно вычитать сумму из суммы). 2. Научиться выполнять… (вычитание суммы из суммы). 3. Проверить, что…( поняли и запомнили). Регулятивные УД Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Создание проблемной ситуации Предметные ЗУН правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность) сравнивать значения числовых выражений. Коммуникативные УД высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Решение учебной задачи На доске (30+18)-(10+9) (30-10)+(18-9) (30+18)-(10+9) = (30-10)+(18-9) N3. (40+8)-(10+9) Предметные ЗУН сравнивать значения числовых выражений. Личностные УД формирование математической компетентности Познавательные УД устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий Коммуникативные УД высказывать свое мнение при обсуждении задания. задавать вопросы с целью получения нужной информации;
Первичное закрепление Предметные ЗУН вычислять значение числового выражения Познавательные УД понимать информацию, представленную в виде текста Регулятивные 1.контроль и коррекция 2. управление своей деятельностью
Включение знаний в систему Предметные ЗУН сравнивать значения числовых выражений. Регулятивные УД проверять результаты вычислений; Познавательные УД осуществлять синтез числового выражения
Самостоятельная работа с самопроверкой (50+5)-(30+3)(500+30)-(200+10)(70+8)-(20+7)(700+6)+(300+5) Познавательные ЗУН видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений Регулятивные УД проверять результаты вычислений; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности Коммуникативные УД сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре :
Оценка (рефлексия) Как можно выполнить вычитание суммы из суммы? Регулятивные УД отслеживать цель учебной деятельности
Оцените свою работу на уроке Урок прошел удачно! Я успешно справился с заданиями. Я очень доволен своей работой. Задания вызвали у меня затруднения, но я справился! Я вполне доволен собой. Задания на уроке оказались довольно трудными. Мне нужна помощь!