"Работа с алкоголизированными семьями" «Новое поколение не должно повторить нас, оно, напротив, должно обновить мир» Гессен
Содержание Актуальность проблемыЦель и основные задачиКонцепция проектаФункции структур субъектов по работе с алкоголизированными семьямиЭтапы работыОжидаемый результатЗаключениеПриложениеЛитература
Актуальность проблемы Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей.Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов его социализации. Ее функции трансформируются не только под воздействием социально – экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Практика показывает, что издержки в воспитании детей – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда самостоятельно находит выход из сложных жизненных ситуаций.Можно выделить три основные группы проблемных семей.Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей, где часты скандалы, грубости.Семья с низкой педагогической культурой родителей.Семья, в которой дети безнадзорны по причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей.Как же укрепить, восстановить и развить внутренний потенциал, чтобы предотвратить в дальнейшем аморализацию, алкогализацию семьи? Вот главная проблема данного проекта.Изучение семьи – весьма сложное дело, требующее от социального педагога понимания ее специфики, умения устанавливать с родителями и детьми деловые взаимоотношения, добиваться взаимопонимания.
Цель и задачи проекта Цель. Создание оптимальных условий, позволяющих алкоголизированным семьям со временем самостоятельно справится со своими жизненными трудностями, проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни. Основные задачи:Создать систему взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов для укрепления взаимодействия с семьями.Разработать план работы с проблемными семьями с учетом особенностей взаимоотношений, использование всевозможных педагогических средств для изменения стиля жизни, общения между родителями и детьми.Привлекать семьи к совместным действиям по выходу из создавшегося положения и развитие ответственности взрослых за воспитание детей.
Концепция проекта Домашняя, т.е. семейная жизнь для ребенка – это реальный образ полноценной, достойной жизни, по которому он в будущем будет строить собственную жизнь.Этот образ должен быть для него привлекательным, поучительным. Крайне важен вопрос духовного воспитания в семье. Если мы хотим воспитывать, то жизнь ребенка дома должны сделать не только полным творческого, интеллектуального, физического движения, но и душевного комфорта, эмоционально – волевого радостного настроя.Но, есть, и мы зачастую работаем с семьями, находящимися в социально опасном положении. Этим семьям уделяется особое внимание, так как сегодня в связи с изменениями взгляда на ценности жизни, крайне обострилась до критического уровня проблема социального сиротства, проблема детей, оставшихся без семейного окружения при живых родителях.Коллективными субъектами реализации событийного подхода в деле помощи таким семьям выступают: школа, Администрация села, УСП, Комиссия по делам несовершеннолетних, опорный пункт милиции, амбулатория.Индивидуальными субъектами выступают: педагоги, родители, дети, соседи.Механизмом оказания помощи семье является «событие» - факт асоциального поведения.Технологическими характеристиками являются:СобытийностьЦелостностьНестабильностьДифференцированностьТехнологическими условиями являются:Условие взаимодействияУсловие дополнительностиУсловие диалогичностиУсловиями функционирования данной работы является: 1. Наличие цели, разделяемой всеми участниками2. Единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты семейного воспитания.3. Его событийность4. Диалоговый режим работы5. Разветвленная система отношений между различными субъектами проекта.Основные принципы Концепции: 1 Диалог2. Взаимодействие субъектов3. Активность семьи4. Расширение положительного социального опыта семьи.
Единое пространство по работе с алкоголизированными семьями: Департамент образованияКомиссия по делам несовершеннолетних УВДСДКУСПАдминистрация селаШкола - интернатАмбулаторияСоседиРодственники
Этапы работы Проект рассчитан на год.I этап – подготовительный / сентябрь - октябрь/II этап – практический /ноябрь – апрель/III этап – заключительный /апрель – май/
Этапы работы
Ожидаемый результат Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов по работе с алкоголизированными семьями. Разработка с субъектами по работе совместного проекта действий.Оздоровление внутрисемейных взаимоотношений в алкоголизированных семьях.Добровольное/ принудительное/ лечение, кодирование химзависимых.Защита прав и создание комфортных условий для проживания и развития несовершеннолетних детей из алкоголизированных семей в социуме и развитие как личности.
Социальный патронаж семьиприложение ко 2 этапу
практические занятия
«Рейды в семью» Ознакомительные посещения с целью:1.Характеристика жилищно - бытовых условий семьи.2.Приглашения на мероприятия в школу, СДК3. Контроль за состоянием родителей.4. Выяснение причин и приглашение детей в школу, если они отсутствуют на занятиях.5. Ознакомление родителей с успеваемостью детей.6. Индивидуальные беседы врача, педагогов с целью приглашения родителей для добровольного лечения от алкогольной зависимости.7.Разъяснение статей Конституции об обязанностях и правах родителей на создание в семье условий для нормального развития ребенка как личности.
Заключение Воспитание экологии души семьи, ведь духовность есть естественная среда обитания человека, где происходит его физическое, умственное и нравственное развитие и родители всегда должны помнить об этом. «Выше всех должно стоять образование нравственное» - говорил В.Г.Белинский. Детей из алкоголизированных семей необходимо постепенно подводить к мысли о том, что именно знание правил нравственного воспитания поможет им выстоять и выстроить гармоничные отношения в жизни. Педагог призван создавать такие ситуации, которые ставят детей перед выбором поступка, аргументации своего предпочтения.Если разработанные мероприятия проекта помогут хотя бы нескольким семьям, то несколько десятков детей вырастут в более комфортных условиях, будут менее «закомплексованы», воспитаны собственными родителями в более комфортных условиях и даст им возможность развиваться как личности.
Литература Ковязина Т.А. Социальная педагогика в школе. ИПК и ПРО Курган. 2005Паренко Н.Ф. Программа психологической помощи созависимым. Курган 2005Семенов Г.С. Рабочая тетрадь социального педагога «Школьная пресса».2005Шептенко « Методика и технология работы социального педагога» М,2001. АСАДЕМА.