Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку. КГБОУ «Бийский детский дом №3» 2014год.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Президентом указана мера, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи. Для этой работы в детском доме разработаны: - регламент взаимодействия сотрудников по работе с кровными семьями, по изучению возможности передачи ребенка в их семью - технология деятельности педагогов по возвращению воспитанников в кровную семью
Регламент взаимодействия сотрудников КГБОУ «Бийский детский дом №3» по работе с кровными семьями по изучению возможности передачи ребенка в их семьи Предполагает следующий примерный алгоритм действий: Подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы; Установление контакта специалистов с членами семьи; Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи; Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи; Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно. Патронаж семьи
Администрация детского дома: Взаимодействие с органами образования, социальной защиты, органами внутренних дел Работа с родителями (беседа с родителями, выяснение причин, желания и возможности восстановления семьи). Организация выхода сотрудников детского дома по месту проживания родителей. Организация встречи в детском доме, свиданий или переписки (в случае нахождения родителей в местах лишения свободы). Организация работы психолого - медико-педагогического консилиума по изучению последствий встречи с родителями (близкими родственниками) на ребенка. Участие в процессе работы по восстановлению родительско - детских отношений Организация работы службы по сопровождению и отслеживанию дальнейшей судьбы ребенка в кровной семье, оказание педагогической и психологической помощи. Организация семинаров, бесед, консультаций по вопросам подготовки воспитанников к проживанию в кровных семьях.
Социальный педагог: Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка (изучение личного дела воспитанника, переписка с органами опеки и попечительства) Установление контактов, получение дополнительной информации о состоянии дел (изучение и анализ степени заинтересованности родителей в судьбе ребенка) Подготовка родителей к встрече с ребенком Организация встречи в детском доме, свиданий или переписки в случае нахождения родителей в местах лишения свободы. Взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями (специалисты по охране прав детей, судебные исполнители, милиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.) по подготовке отмены судебного решения. Участие в процессе работы по восстановлению родительско - детских отношений Отслеживанию дальнейшей судьбы ребенка в кровной семье, оказание консультативной помощи по правовым вопросам
Педагог-психолог: Установление контактов с кровными родителями (близкими родственниками), получение дополнительной информации о семье. Оценка возможности и необходимости работы с родителями (психологическое и педагогическое тестирование мотивации родителей на восстановление семьи и возврат ребенка из детского дома; изучение уровня притязаний, личностных качеств, нравственных ценностей). Оценка готовности и желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка). Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании). Подготовка родителей к встрече. Участие в процессе работы по восстановлению родительско - детских отношений Отслеживанию дальнейшей судьбы ребенка в кровной семье, оказание психолого-педагогической помощи
Воспитатель: Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка Установление контактов, получение дополнительной информации о состояний дел Оценка готовности и желания ребенка к контакту с родными. (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка). Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании). Подготовка родителей к встрече Организация встречи в детском доме, свиданий или переписки в случае нахождения родителей в местах лишения свободы. Участие в процессе работы, по восстановлению детско-родительских отношений.
Технология деятельности педагогов детского дома по возвращению воспитанников в кровную семью (этапы работы)
Одним из важнейших педагогических условий эффективности процесса возвращения воспитанника в кровную семью является подготовка педагогических кадров. В. Н. Сорока - Росинский говорил, что воспитатель детей, выбитых из жизненной колеи, «должен обладать особым чутьем, граничащим с интуицией, чувством меры и особенности материала». Одним из важнейших педагогических условий эффективности процесса возвращения воспитанника в кровную семью является подготовка педагогических кадров. В. Н. Сорока - Росинский говорил, что воспитатель детей, выбитых из жизненной колеи, «должен обладать особым чутьем, граничащим с интуицией, чувством меры и особенности материала».
Поэтому профессиональная подготовка воспитателей является важным условием в реализации деятельности по возвращению воспитанника в кровную семью. Обязательным условием является то, что все сотрудники детского дома (воспитатели, младшие воспитатели и др.) должны быть теоретически и практически подготовлены к осуществлению данной работы ( программа «Практическая психология на каждый день»). Перед администрацией стояла задача формирования психолого-педагогической готовности персонала к работе в новых условиях. Поэтому профессиональная подготовка воспитателей является важным условием в реализации деятельности по возвращению воспитанника в кровную семью. Обязательным условием является то, что все сотрудники детского дома (воспитатели, младшие воспитатели и др.) должны быть теоретически и практически подготовлены к осуществлению данной работы ( программа «Практическая психология на каждый день»). Перед администрацией стояла задача формирования психолого-педагогической готовности персонала к работе в новых условиях. Усилия администрации детского дома постоянно направлены на освоение педагогическим коллективом теоретических и методических основ семейного воспитания, формирование у детей мотивации, развития знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений, развитие системы консультативного и других видов помощи ребенку, на рефлексию результатов деятельности по перечисленным направлениям.
Направления работы с педагогическими кадрами реализовываются в следующих формах: 1. Проведение педагогических советов по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке, основ семейного воспитания. 2. Проведение научно-методических конференций, круглых столов, индивидуальных и групповых консультаций для сотрудников детского дома по данной проблеме. 3. Проведение обучающих семинаров-практикумов для воспитателей. 4. Супервизорское консультирование воспитателей.
Деятельность педагогов по возвращению воспитанника в кровную семью предполагает: Диагностику и реабилитацию ребенка па протяжении всего периода проживания в детском доме до возврата родителям или передаче его в заме­щающую семью (составление индивидуальных программ сопровождения воспитанника, внесение изменений в процессе работы на заседаниях ПМПК); Поиск и установление контактов с кровными родителями и родствен­никами, сбор информации (работа в тесном контакте с органами опеки и по­печительства городов и районов ); Оценку перспектив работы с родителями по восстановлению детско-родительских отношений и кровной семьи (составление индивидуальной программы по работе с кровной семьей воспитанника, систематическая ее корректировка);
- Оценку безопасности возвращения ребенка в кровную семью, организацию контактов и встреч ребенка с биологическими родителями или родственниками (проведение консультаций с родителями или кровными родствен­никами, организация совместных встреч ребенка, родителей, представителя детского дома: воспитателя, социального педагога, педагога-психолога, администрации, в зависимости от ситуации и поставленных задач); - Подготовку родителей к восстановлению детско-родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи (консультации, переписка с родителями, находящимися в местах лишения свободы, организация телефонных разговоров, встреч ребенка и родителей); - Работу по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях детского дома (включение в программу воспитания блока «Воспитание семьянина»); - Подготовку ребенка к воссоединению с родителями (возвращение в кровную семью); - Создание в детском доме условий, приближенных к домашним
Детскому дому переданы полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Детскому дому переданы полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. На базе детского дома работает «Академия замещающих родителей». С сентября 2013 г. на базе детского дома прошли обучение 61 кандидат в замещающие родители.
Особое внимание в процессе проведения занятий уделяется диагностическому обследованию кандидатов в замещающие родители. Процесс оценивания другого человека – сложная психологическая задача. Педагог-психолог выделяет блоки диагностируемых черт: -психофизиологического плана -характерологического -поведенческого -эмоционального -мотивационного Наиболее сложным моментом в работе специалистов с кандидатами в приемные родители, является определение истинной мотивации граждан.
Положительным результатом такой работы можно считать то, что за 3 года на воспитание в приемные семьи передан 21 воспитанник и 4 – в кровные семьи. Представленный опыт можно считать результативным, это подтверждается тем, что ежегодно увеличивается число воспитанников, переданных на воспитание в кровные семьи и семьи граждан.
План работы с кровными родственниками на 2014 год Задачи: Восстановление в родительских правах родителей и возврат ребенка в кровную семью, формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов
Памятка по работе с кровными родственниками Цель : Поддержание родственных связей (осознание ребенком собственного «Я», своих корней - повышение уверенности в себе, в своих силах) Активизировать кровных родственников, привлечь их к вопросам воспитания детей, к разработке траектории их дальнейшего развития Устройство детей в семью кровных родственников с последующим ее сопровождением (при возможности и наличии необходимых условий и как результат работы по предыдущим 2-м направлениям) Направления: Составление родственных карт детей; Индивидуальные встречи, беседы; Психологическая поддержка, консультирование; Сопровождение по вопросам восстановления в родительских правах; Организация встреч с детьми в учреждении; Гостевой режим
Порядок работы с кровными родственниками воспитанников. Работа с личным делом воспитанника, выделение родственников, обозначенных в документах. Беседа с ребенком, проведение анкеты-опроса «Что я знаю о своих родственниках». Сопоставление информации, полученной из документов и личной беседы с ребенком. Заполнение бланка данных о кровных родственниках воспитанника. Выделение из всего списка кровных родственников тех, кто мог бы стать кандидатом на устройство в его семью (в том числе и гостевую) воспитанника. Связаться с родственниками (по телефону, отправить письмо или передать информацию через посредников), с целью приглашения их на встречу. Встреча с родственниками специалистов службы (в сложных случаях - организация встречи при директоре), обсуждение возможности устройства ребенка в их семью. Если «да» - оформление ходатайства в органы опеки и попечительства. Если «нет» - устройство в другую замещающую семью. В случае если семья родственников не хочет брать ребенка, но высказывается категорически против его устройства в какую-либо семью - отправление в органы опеки и попечительства для принятия решения: или они дают разрешение на устройство в замещающую семью, или дают письменный запрет на устройство. Организация встречи-знакомства кровных родственников и кандидатов с целью обсуждения перспектив их дальнейшего взаимодействия. Обеспечение специалистами Службы взаимосвязи с кровными родственниками в случае устройства ребенка в замещающую семью