Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Тавричанка» Надеждинского муниципального района Приморского края Аддиктивное поведение – как психологическая проблема 15 декабря 2010 года
Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, изменение своего психического состояния, посредством приема некоторых веществ или фиксация внимания на какие-либо предметы, действия, вызывающие развитие интенсивности эмоций; это желание выйти за пределы реальной жизни. Аддиктивное поведение направлено на поиски удовольствия, путем саморазрушения. По данным Министерства внутренних дел РФ 70 % от всех потребителей наркотиков – это подростки и лица молодого возраста.
Социологические исследования показали, что в подростковом возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки употребляют 88% - мальчиков и 93% девочек. УПОТРЕБЛЯЛИ токсические и наркотические вещества, хотя бы один раз в жизни: 50% - мальчики и 20% - девочки. Потребляют наркотики в настоящее время: 45% мальчиков и 18% девочек. Наркотическая ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоматической эпидемии молодежи!!!
А Л К О Г О Л И З М ТОКСИКОМАНИЯ КУРЕНИЕ
Причины аддиктивного поведения общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране; рост безработицы среди молодежи; рост детской беспризорности и социального сиротства; значительное увеличение интереса международной маркомафии к российскому рынку.
Классификация причин Наиболее распространенные причины, обусловливающие возникновение аддиктивности у подростков включает причины следующего характера: социально-экономического; конституционно-биологического; социального; индивидуально-психологического
Социально-экономическая группа причин – причины глобального характера и традиционные (толерантное отношение к таким явлениям как алкоголизм и табакокурение). К причинам конституционно-биологического характера относят – как отягчающая наследственность подростков с нервно-психическими заболеваниями. Социальные причины - влияние средств массовой информации. Индивидуально-психологические причины подражание более старшим подросткам; стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников; - завышенная или заниженная самооценка; протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов).
Аддиктивное поведение
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для профилактической работы, в частности, имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами, инспекторами ПДН), способными обеспечить ведение эффективной работы по профилактике аддиктивного поведения.
План работы по профилактике аддиктивного поведения в МОУ СОШ №4 п. ТавричанкаСоциально-психологическая служба (СПС) Профилактика ПАВ и табакокурения. Профилактика преступлений и правонарушений. Психокоррекция. Профориентация. Пропаганда ЗОЖ. Психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса. Работа с родителями 1.Организационная деятельность. 2.Информационно- просветительская деятельность. 3. Творческое направление. 4.Работа психологов с родителями. 5. Пропаганда ЗОЖ в семье. 6. Правовой всеобуч. Досуговая деятельность Традиции, районные праздники, конкурсы, фестивали, смотры. Круглогодичные досуговые мероприятия. Организация каникулярного отдыха. Общецентровские праздники, конкурсы.
С Т У П Е Н И Детский сад Школа начальное звено среднее звено старшее звено
Школьные мероприятия В школе проводятся различные мероприятия, направленные на здоровый образ жизни: Турслет День бегуна День здоровья Проводятся встречи учащихся со специалистами ЗАГСа, наркологом, гинекологом. Проводится единый профилактический день в районе со специалистами ПДН, где учащиеся знакомятся с видеороликами о пагубности наркотиков. Состоялся разговор о пагубности наркотиков, и ребята получали ответы на интересующие их вопросы.
В школе существует волонтерская группа «За здоровый образ жизни». Ребятами готовятся видеоролики «О вреде курения», «О компьютерной безопасности».
Результаты социологического опроса «Отношение к курению»
Результаты социологического опроса «Отношение к курению»
Результаты социологического опроса «Отношение к курению»
Результаты социологического опроса «Отношение к алкоголю»
Результаты опроса родителей Беседуют с детьми о вреде курения – 86% Пробы детьми спиртных напитков «Да, Шампанское» – 14% «Нет» - 25% «Не знаю» - 28%
Результаты опроса родителей Причины пробы спиртных напитков на выпускном в 9 классе – 14% на День рождениях – 20% «Не знаю» - 66% Повтор употребления не было – 100% участие детей в семейных застольях: без спиртного – 57% , не участвуют – 42%
Результаты опроса родителей Курят ли ваши дети??? «Да» - 14% «Нет» – 85% Знание о наркотиках??? «Нет» – 100% Часто ли проводят свободные дни с детьми??? «Да» - 71% «Нет» -29%
Результаты опроса родителей Кто из родителей уделяет больше времени??? «Бабушка» – 14% «Мать» – 42% «Оба родителя» – 57% Кто оказывает положительное влияние на вашего ребенка в большей степени??? «Мама» – 85% «Оба родителя» – 14% «Друзья» – 14%
Результаты опроса родителей Кто оказывает отрицательное влияние на поведение вашего ребенка??? «Улица» – 42% «Компьютер» – 28% «Безволье» – 28% Есть ли любимые занятия, занятость в свободное время??? «Да» - 100%
По результатам опроса выявлено: Мотивы, побуждающие пробы курения и употребления алкоголя: «стать своим в кампании», «выглядеть взрослым», «испытывать новые, интересные ощущения», «расслабиться». Употребляют пиво, шампанское на праздники – 48%. В семейном кругу: употребляют в кругу сверстников 86%; употребляют ли наркотические вещества – 0% хотя бы 1 раз?
В ы в о д ы Одним из главных методов в борьбе с аддиктивным поведением является ПРОФИЛАКТИКА, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, психолого-педагогических и психологических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. З а к л ю ч е н и е В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения курения, алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков – одна из острейших проблем современного российского общества.
Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковым табакокурением, алкоголизмом, наркоманией принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике табакокурения, употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить чем потом исправлять уже допущенные ошибки. Иными словами, общая задача – вырастить психически здоровое, полноценное поколение.
С П А С И Б О за внимание!!! Информация подготовлена Социально-психологической службой МОУ СОШ №4 п.Тавричанка