Организация словарной работы на уроках литературного чтения
Слово дано человеку, животным – немота . ( Народная мудрость) Нет ничего такого в окружающей нас жизни и нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским слово: и звучание музыки, и … блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений: и тяжёлое громыхание грозы , и детский лепет , и заунывный ропот прибоя , и гнев , и великую радость , и скорбь утраты , и ликование победы . К. Паустовский.
Оглавление. I. Введение……………………………………………………………………………….……с. 2. 1.1.Актуальность выбранной темы «Словарная работа на уроках литературного чтения»…………………………………………………………………………………….…..с. 2. 1.2.Цель и задачи работы…………………………………………………………....с. 2. II. Теоретические основы понятия «словарная работа»…………….....с. 3. 2.1. Понятие речевой деятельности………………………………………….…...с. 3. 2.2. Лексика…………………………………………………………………...…………… с. 4. 2.3. Словарная работа………………………………………………….……………..…с. 4. 2.4. Задачи словарной работы………………………………………………….……с. 5. 2.5. Источники развития словаря детей…………………………………….……с. 5. 2.6. Направления словарной работы………………………………………….….с. 5. 2.7. Этапы словарной работы………………………………………………….……с. 5. III.Обобщение опыта по теме: «Словарная работа на уроках литературного чтения»…………………………………………………………………………………………с. 7. 3.1. Наглядный способ толкования значения слова……………………..с. 7. 3.2. Толкование слова с помощью описания………………………………с. 8. 3.3. Способ толкования значения слова при помощи подстановки синонимов……………………………………………………………………………..с. 10. 3.4. Способ толкования значения слова подбором антонимов………..с. 11. 3.5. Синонимы (виды работы с синонимами)…………………………………..с. 12. 3.6. Антонимы (виды работы с антонимами)…………………………………...с. 15. 3.7. Контекстуальный способ толкования значения слова, на примере многозначных слов……………………………………………………………….…с. 17. 3.8. Толкование слова путём анализа словообразования……………….…с. 19. 3.9. Толкование слова путём логического определения……………………с. 21. 3.10. Место словарной работы на уроке…………………………………...........с. 22. IV. Диагностика………………………………………………………………………….....с. 23. V.Заключение………………………………………………………………………………...с. 27. VI. Литература…………………………………………………………………………………с. 28. VII. Приложение……………………………………………………………………………….с. 29. 7.1.Работа со словарями русского языка………………………………………...…..с. 29. 7.2. Конспекты внеклассных занятий по работе со словарями……………..с. 31.
Цель: развитие речи и обогащения активного словаря детей , воспитание у детей любви к родному языку. Задачи: *показать многообразие видов и форм работы над толкованием значения слова; *показать работу со словарями разных видов; *показать элементы исследования слова; * собрать упражнения, игры, направленные на обогащения словаря детей.
Задачи словарной работы. 1. Расширить круг представлений и знаний об окружающей действительности и на этой основе расширить словарь ребёнка. 2. Часто бывает, что слова у ребёнка имеются, а за ними нет точных представлений и понятий, и задача состоит в том, чтобы наблюдения и знания ребёнка уточнить и обогатить словарь ребёнка. 3. Словарь детей упорядочить и систематизировать. 4. Обогатить словарь словами с переносным значением. 5. Активизировать словарь. 6. Научить детей употреблять в своей речи слова и выражения, которые они встречают в читаемых текстах, в речи учителя и т. д.. 7. Усвоить правильное произношение и написание слов.
Источники развития словаря. 1.Наблюдения над окружающей действительностью. 2.Общение со взрослыми и детьми. 3. Чтение классное и внеклассное, сопровождаемое обычно анализом и обсуждением содержания. 4. Изучение грамматики и правописания, сопровождаемое специальными грамматическими и орфографическими упражнениями. 5. Специальные речевые упражнения, связанные с анализом языка произведений, с пересказами, изложениями и сочинениями.
Направления словарной работы. 1.Обогащения словаря при проведении прогулок, экскурсий, на уроках по всем предметам учебной программы в связи с расширением представлений и понятий обучающихся об окружающей действительности ; сообщение новых слов и терминов. 2.Обьяснение новых и непонятных слов. 3. Словарные работы, связанные с изучением разделом грамматики, упражнения классификационного характера, упражнения по группировке предметов, признаков, действий и т. д.. 4. Лексические упражнения ( в связи с чтением художественных произведений, подготовкой к сочинениям и их разбором ). Уроки чтения больше всего призваны способствовать расширению и обогащению словаря обучающихся как в процессе анализа читаемых произведений, так и во время наблюдений. Объяснение новых и непонятных слов также постоянно имеет место на уроках чтения. На уроках обучения грамоте идёт объяснение новых и непонятных слов в связи с чтением по азбуке; в этот же букварных период применяются логические упражнения.
Этапы словарной работы: семантизация слова, 2) актуализация слова, 3) использование слова в речи.
Способы толкования значения слова: *Наглядный способ толкования значения слова *Толкование слова с помощью описания * Способ толкования значения слова при помощи подстановки синонимов *Способ толкования значения слова подбором антонимов *Контекстуальный способ толкования значения слова, на примере многозначных слов *Толкование слова путём анализа словообразования *Толкование слова путём логического определения
Энциклопедия одного слова. (Схема-план). Слово….. и его лексическое (ие) значения (ия). (Смотри в толковом словаре). История происхождения слова . ( В этимологическом словаре). Слова…. и «слова- родственники» (однокоренные). Слово…. и его «друзья- синонимы». ( В словаре синонимов). Слово…. и его «враги-антонимы». ( В словаре антонимов). Слово во фразеологических оборотах. ( Во фразеологическом словаре). Слово….. и слова (сочетания) – рифмы. Слово….. в русском фольклоре: пословицах, в поговорках, в загадках, в скороговорках, в притчах, в легендах , в сказках, в песнях . Слово…. в названиях произведений литературы. ( Русской и зарубежной, в поэзии и прозе). Слова…… в названиях газет, журналов, в рекламе. Слово в названиях картин художников. Слово….. в названиях художественных фильмов. Слово….. в детском речевом творчестве. (Собственные стихи, рассказы, сказки). Слово…… в иллюстрациях , рисунках. ( Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые бы смогли отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать художественный текст, связанный с употреблением этого слова).
Защита проектов.
Диагностика. Индивидуальные графики развития речи. По данным таблицы 12 человек из 16 человек повысили свой уровень развития речи. 4 человека остались на том же уровне развития речи.
VI.Литература. Бутузова И.Д Лексическая работа на уроках русского языка и чтения. Н.ш.№1,1992.,с.14. Дубовец З.А Словарная работа. Н.ш.№3,2004.,с.61. Дьяченкова Р.Т Факультативный курс по русскому языку, 3-4 классы. В.,2005. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.,1989. Иванкина Н.К. О лингвометодической подготовке учителя к работе над развитием речи младших школьников. Н.ш.№10,2003.,с.54. Кандрина М.Н. Виды работы по теме: «Синонимы».Н.ш.№6,2006.,с.26. Колесникова О.И. Эстетико – речевая деятельность ребёнка – читателя поэзии. Н.ш.№4,2006.,с.63. Конькова О.С Элементы лингвистического анализа художественного текста на уроках чтения. Н.ш. №12,2005.,с.10. Кулебаба Е.П. Речевая работа над однокоренными созвучными словами в 3-4 классах. Н.ш. №6, 2000. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка., 1983 Менькова Е.В. Нестандартные уроки русского языка по теме «Лексика».В., 2006. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Яр.,1997. Ожегов С.И. Словарь русского языка.М.,2003. Рождественская Н.С. О языке и речи в начальном обучении. Н.ш.№3,1993.,с.9. Саутина Е.В. Использования лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника. Н,ш.№4,2006.,с.27. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники.М.,1984. Сидорова С.А. Урок по теме: «Слова – друзья синонимы».Н.ш.№3,2005.,с.29. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников., Н.ш. № 2,2003.,с.71. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.,1971. Юртаев С.В. Принципы и методы развития речи. Н.ш.,№9,2004.,с.37.
Спасибо за внимание!