Тема: «Сравнительный анализ чувства страха младших школьников» Выполнила: Новикова Ксения ученица 8 класса МОУ ООШ №1 г. Якутска Руководитель: Шибка Лариса Андреевна учитель начальных классов
Актуальность: Начало школьной жизни связано со многими трудностями. Социальная позиция школьника налагает на него чувства ответственности, обязанности.
Объект исследования: Первоклассники и четвероклассники Предмет исследования: Страхи учащихся младших классов Цель: Распознавание страхов у первоклассников и четвероклассников Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что страхи детей с возрастом уменьшаются.
Методы исследования: 1.Чтение специальной психологической литературы. 2. Опросы и тестирования. 3. Качественный и количественный анализ результатов.
Страх и его виды. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и отрицательные эмоции. Но при этом чрезмерной податливости к страхам в зависимости от них меняется повеление человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, который приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье. Для того чтобы воздействовать на ребенка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше боятся дети и почему.
29 страхов, относительно которых была проведена диагностика: когда остаешься один; нападения; заболеть, заразиться; умереть; того, что умрут твои родители; каких-то людей; мамы или папы; того, что они тебя накажут; опоздать в школу; перед тем как заснуть; страшных снов (каких именно); темноты; волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); бури, урагана, землетрясения, наводнения (страхи стихии); когда очень высоко (страх высоты); когда очень глубоко (страх глубины); в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства); воды огня; пожара; войны; больших улиц, площадей; врачей (кроме зубных); крови (когда идет кровь); боли (когда больно); неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)
Современная психология делит эти 29 страхов на данные группы: — навязчивые страхи; — бредовые страхи; — сверхценные страхи.
Причины возникновения страхов у детей. Так в чем же заключаются основные причины детских неврозов страха? 1.Эмоциональное состояние матери во время беременности. 2. Протекание самих родов. 3. Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием. 4. Существуют внутрисемейные причины, способствующие формированию невротической личности. 5. Недовольство полом ребенка. 6. Зависимость между возрастом матери и страхами у ребенка. 7. Конфликтные семьи. 8. Неполные семьи.
Диагностика страхов Для доказательства гипотезы мною было проведена диагностика наличия страхов младших школьников в виде устного опроса. Был задан вопрос «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?» относительно данных нам 29 страхов. Второй частью диагностики является рисунок. Это очень эффективная методика, и дети рисуют то, чего они боятся.
Результаты диагностики: 1.Большинство учащихся первого класса боятся опоздания к уроку, пьяного человека, темноты, могилы, грозы, молнии, героев фильма ужасов и многого другого. 1 - нападение 2 - пьяного человека 3 - смерти 4 - темноты 5 - героев фильмов ужасов 6 - крови 7 - высоты 8 - войны 9 - грозы и молнии 10 - опоздания к уроку 11 - кошмарных снов
Большинство учащихся четвертого класса боятся нападения, своей или чужой смерти, крови, высоты, войны. 1 - крови 2 - пожара 3 - смерти 4 - войны
Заключение: В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая – либо другая эмоция. Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.
Целью данной работы являлось распознавание страхов у первоклассников и четвероклассников. Предлагаю вашему вниманию результаты исследования, проведенного по данной работе.
Список литературы: 1. Аллан Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации», Томас Гордон «Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности». – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997г. 2. Грэйс Крайг. Психология развития. 3. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993г. 4. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб., 2000г.Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989г, -N 4. 5. Изард К. «Эмоции человека» - М., 1980г. 6. Китринская У. «Детские страхи и их возникновение 7. Крылова А.А. Психология. Учебник под редакцией 8. Кузьмина М. «Детский невроз страха» 9. Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс» – С-П., 1996г. 10. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство - терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996г 11. Овчарова Р.В. «Практическая психология» - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996г. 12. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000г. 13. Рогов Е.Ф. Основы психологии. Курс лекций. 14. Розенталь М.М. Философский словарь. 15. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.