Эмоцияға және сезімді/ Чувства и эмоции/ Emotions and senses Общее понятие об эмоциях и чувствах. Внешнее выражение эмоций. Особенности эмоций: положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции.
Общее понятие об эмоциях и чувствах. Чувства или эмоции переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, а также к другим людям и самому себе.
Эмоции длительное состояние, имеющее выраженный ситуационный характер, проявляющийся во внешнем поведении Чувства высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Эмоции Простые, непосредственные переживания в данный момент; Быстро возникают и относительно быстро исчезают. Чувства Свойственны только человеку; Устойчивость; Сохраняются в течении длительного времени. Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.
Эмоции
Чувства
Внешнее выражение эмоций В мимике (выразительные движения лица) В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест) В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)
Сильные чувства связаны с изменением кровообращения Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.
Особенности эмоций Эмоции Отрицательные Положительные Безразличные
Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями.
Эмоции, вызывающие активное или пассивное состояние Стенические эмоции Астенические эмоции
Стенические эмоции - (от греческого «стенос» - сила). Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции – («астенос» – слабость, бессилие). Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность.
Үй тапсырмасы: доклад-презентация Интенсивность и устойчивость эмоций: настроение, аффект, страсть, стресс. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические. Чувства и личность. Развитие эмоций и чувств у детей.
Әдебиет/ Литература/ Literature: Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. — 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997 Детская энциклопедия. - М.: изд. «Педагогика», 1975 Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания– Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996