Активизация познавательных процессов младших школьников Учитель средней школы № 43 Жолудева А. В.
Познавательный интерес Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения младших школьников. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес не только положительно влияет на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы одноклассников; заниматься обучением с отстающими; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.
Игра – эффективное средство, стимулирующее возникновение желания стать лучше. Игры-упражнения. Пример: «Пятый лишний». Найдите лишнее слово. Бегать, бежать, бег, бегут, бежали. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.
Игра-поиск. Игра «Найти ответ». - Посмотрите на доску. - Что вы видите? - Ваша задача: к каждому примеру подобрать правильный ответ. 510 – 390 474 348 + 168 623 703 – 229 516 328 + 295 143 425 + 282 120 649 + 180 820
Игра-соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Игра–диктор. -Прочитать текст, стихотворение, как читает диктор по телевидению. (Стараясь, как можно меньше подглядывать в текст, смотреть глазами в камеру)
Сюжетно-ролевые игры. Игра «Теремок» Цель: знать характеристику звуков, учить читать слоги. В теремке живут только гласные. Согласные стучатся к гласным в теремок и просят разрешения войти. Те пускают их только тогда, когда согласная правильно расскажет о себе. Затем читается слог- слияние. В процессе игр дети не только знакомятся с новыми звуками, но и учатся выразительной речи, правильному произношению.
Познавательные игры-путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Для того чтобы повысить успеваемость и активизировать мыслительную деятельность, каждый ребёнок должен принимать активное участие в уроке. На уроках математики я активно использую счетные палочки и геометрический материал. С их помощью мы изучаем состав числа, сложение, вычитание, деление, умножение.
Работа с палочками.
При помощи геометрического материала можно проверить знания учащихся. У каждого ребёнка набор геометрических фигур: квадраты и треугольники. Ставлю задачу: называю примеры и ответы. Если ответ правильный, выкладывают квадрат, если нет – треугольник. Например, 5x5= 25 - выкладывают квадрат, 3x3=10 – выкладывают треугольник. Примеры составляю так, чтобы легко было их проверить. За 3-4 минуты оценки есть у всех учащихся. 5x6=30 4x7=30 6x9=54 7x3=18 4x5=20 6x3=18
Важно, чтобы подача нового материала была интересна всем детям и направлена на активацию их мыслительной деятельности. Например, при изучении такой части слова, как приставка, перед каждым ребенком на столе лежит набор из 9 приставок: в-, за-, об-, от-, на-, до-, над-, с-, пере- и 9 карточек со словом -ход-, являющимся корнем слова. Перед детьми стоит задача сложить однокоренные слова, используя предложенные приставки.
На уроках русского языка при фонетическом разборе слова использую сигнальные карточки. - гласный звук, - ударный гласный, - звонкий согласный, - глухой согласный, - мягкий согласный, - твёрдый согласный Например, делаем фонетический разбор слова «конь». В итоге у каждого ребенка должно получиться : первый ряд – второй ряд – третий ряд –
Тема «Склонение имён существительных»
Для контроля знаний использую: 1.Прочитайте правило: ЖИ, ШИ пиши с буквой И. ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. ЧА, ЩА пиши с буквой А. 2. Вставь пропущенные буквы: Ч шка, ч лок, щ ка, ж тель, ш на 1.Вставь пропущенные буквы: Ч шка, ч лок, щ ка, ж тель, ш на 2. Проверь себя (на обратной стороне карточки прочитай правильный ответ). Исправь ошибки, допущенные тобой в словах.
Спасибо!