Профориентация XX век
Когда и где возникла профориентация??? Ее рождение связано с именем основателя психотехники американского психолога Гуго Мюнстерберга, который в начале ХХ века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. В это же время появился новый раздел психологической науки — психология профессий.
Когда и где возникла профориентация??? Первые лаборатории профориентации1903г. Страсбург (Франция)1908г. Бостон (США)
Причины появления служб: Социально-экономические: (бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей со стороны работодателей…)Психологические: (проблема свободы выбора)
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: 1897 г – первая служба по «приисканию» работы (в годы Первой мировой войны приобрела государственный статус)Выделяют следующие варианты выбора профессии:Согласно семейным традициям;Случайный, необдуманный выбор;Выбор по призванию;Выбор по расчету.
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: 1921 г – при ЦИТе создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации (по прямому указанию В.И. Ленина)1924 г – при Ленинградском институте по изучению мозга создана первая Лаборатория профконсультации.1927 г – при Институте мозга открыто первое в СССР Бюро профконсультации. (за 1927-1928гг. обследовано 2700 подростков, за последующие 10 лет – 7 млн 600 тыс человек)
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: середина 20-х г. – создана советская психотехника, включающая и профориентацию (просуществовала не более 10 лет). Ее лидер Исаак Нафтульевич Шпильрейн, получивший образование в университетах Гейдельберга и Лейпцига и занимавшийся в числе прочих проблемами профориентации и профотбора, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян в 1937 году.
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: 1930-1933 гг – открыто 47 Бюро профконсультации.30-е гг. – разрабатывается система школьной профориентации в Центральной лаборатории по профконсультации и профотбору ВЦСПС.1932 г – создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: 1936 г – вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».1937 г – отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы.50-е гг – появляются первые диссертации по проблемам школьной профориентации.
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: 60-е гг:организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (рук. – А.Н. Волконский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (рук. – Б.А. Федоришин), организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (рук. – А.М. Голомшток).60-80-е гг – Профориентация деградирует.На первом месте оказались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны.
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: 1984 г – вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».Было создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи и множество районных пунктов профконсультации. (курировал О.П. Апостолов);На базе Госкомтруда началась подготовка профконсультантов;В школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии»1986 г – создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: 1991 г – закон «О занятости населения» (профориентация переводилась в службу занятости)1992 г – закон «Об образовании» (резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации)
Основные вехи в истории развития профориентации в нашей стране: 30-е гг – профориентацию запрещали политическими способами,70-80-е гг – бюрократическими,В современных условиях – экономическими.