Динамика умственной работоспособности
Фаза врабатывания ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям среды - до часа (на рабочем месте). В этот период формируется рабочая доминанта, – целостная функциональная система нервных центров, регулирующих те функции, которые обеспечивают выполнение работы.
II. Фаза оптимальной работоспособности или компенсации характеризуется стабильностью умственной работоспособности. Состояние человека определяется как устойчивое рабочее состояние. В этот период все изменения функций организма функционируют в пределах физиологической нормы. Период оптимальной работоспособности незаметно переходит в период неполной компенсации, т.е. возникают начальные признаки утомления, которые сопровождаются большими сдвигами со стороны вегетативных функций.
III. Фаза субкомпенсации, или неустойчивой компенсации происходит нарастание утомления, падение работоспособности, но волевым усилием человек ещё какое-то время ещё может поддерживать умственную работоспособность на заданном уровне. Степень снижения работоспособности и способность компенсации её в этот период работы в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей и от типа нервной системы человека, его физического состояния и компенсаторных возможностей.
IV. Фаза декомпенсации, или прогрессивного снижения работоспособности характерно быстрое нарастание утомления, которое выражается в снижении продуктивности, эффективности умственной работы и в функциональных сдвигах, неадекватных выполняемой работе. В этот период человек уже не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности.
Фаза срыва работоспособности которая может быть обусловлена двумя мотивами: «не могу» или «не хочу»
С психологической точки зрения утомление – это особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Выделяются основные компоненты утомления:ощущение слабости – человек испытывает тягостное, нервное напряжение, неуверенность, чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу;расстройство внимания – человек становится суетливым, легко отвлекается, так как внимание – одна из наиболее утомляемых функций;нарушения в двигательной сфере – утомление выражается в замедлении или в беспорядочной торопливости движений, расстройством их ритма, ухудшения координации;ухудшение памяти и мышления;ослабление воли, выдержки, самоконтроля, отсутствие настойчивости;сонливость – возникает как охранительное торможение.
Пути изменения работоспособности уменьшение количества работы; ухудшение её качества (страдает координация различных операций в процессе работы); отмечается ослабление внимания.Если работа сопровождается значительным нервно-психическим напряжением и требует большого внимания, паузы должны быть частыми и короткими – до 5 минут, так как более длительные паузы в процессе работы приводят к угасанию рабочей доминанты. Для последующей работы становится необходимым вновь период врабатывания.
Основные условия, обеспечивающие высокую продуктивность умственного труда постепенное вхождение во всякий труд;выбор и соблюдение оптимального режима работы и ритма;привычная последовательность и систематичность работы;правильное чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими;систематические упражнения и тренировки, способствующие автоматизации навыков в умственной работе;благоприятное отношение общества к труду, направленное на его оздоровление, сохранение длительной работоспособности
Результаты умственной работоспособности имеют тесную связь с показателями подвижности нервных процессов. В возрастном периоде от 10 до 16 лет намечаются 3 фазы развития, каждая из которых характеризуется определённым уровнем работоспособности:10-11 лет – работоспособность на среднем уровне12-13 лет – в основном возрастает процент ошибочных реакций, ухудшается дифференцировка, работоспособность понижена;14-16 лет – по мере роста и развития наблюдается увеличение интенсивности выполняемой работы и в улучшении её качества