Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Содержание 1. Понятие речи 2. Виды речи3.Особенности речи у умственно отсталых детей4. Методы исследования речи
Понятие речи Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком(Психологический словарь)Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии(С. Л. Рубинштейн)
Виды речи В психологии различают две формы речи: 1. Внешнюю (система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.) -Устная (это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.)Выделяют два вида устной речи: монологическая и диалогическая-Письменная(это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. )
2. Внутреннюю (это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание)
Особенности речи у умственно- отсталых детей Изучением речи умственно отсталых детей занимались:А. Р. Лурия, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, М. П. Кононова, В. Г. Петрова
-Первые слова появляются у них после 3 лет, фразы - к концу дошкольного возраста.-Ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, оторванность речи от деятельности -Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений.
-Особенно страдает связность речи-Пассивный словарный запас значительно превышает активный-Длительное время сохраняется ситуативное значение слова-Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи
-Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.-В школьном возрасте сохраняются формы речи, которыми дети в норме пользуются в 3-4 года-Дети иногда пишут зеркально, теряют строки при письме и чтении.
Методы исследования речи Обследование звукопроизношения (пропуск, замена, искаженное произношение):- повторить изолированные звуки (гласные, согласные);- произнести звуки в слогах;- произнести отдельные фразы;- прочесть буквы, слоги, слова, предложения;- назвать предметные картинки.Обследование словаря (активного):- назвать предметные картинки (что это? кто это?);- продолжить перечисление предметов без зрительной опоры;- назвать по картинке времена года;- назвать предмет (экспериментатор называет его части);- назвать сходные предметы;- закончить фразу;- образовать новые слова с уменьшительным суффиксом;- выявить по картинкам слова, обозначающие действие;
Обследование грамматического строя речи.- употребить падежные окончания в зависимости от предлогов по картинкам (предлагаются вопросы: "Где лежит книга? Откуда взяли тетрадь? К чему подошел мальчик? Чем покрыт стол? Чего нет у мальчика?");- составить предложение по сюжетной картинке и по вопросам;- составить предложение по опорным словам: пионеры, летом, отдыхать, в лагере;- проанализировать предложение (Сколько слов в предложении?);- составить рассказ по сюжетной картинке;- пересказать прослушанный рассказ;- составить рассказ по сюжетной картинке.Обследование письменной речи:- чтение - слоговое или слитное;- письмо - списывание, изложение, сочинение, составление деловых текстов; наличие и характер ошибок;- соотношение устной и письменной речи