Профориентация и выбор профиля обучения учащихся 9-х – 10-х классов СОШ п. Опытный Автор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия ШамилиевнаСоавтор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена СергеевнаНаучный руководитель: педагог-психолог СОШ п.Опытный Аврамова Наталия Анатольевна.
Цель - изучение профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 9-х – 10-х классов СОШ п. Опытный и определение готовности к выбору профиля обучения.Задачи:Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.Выявить интересы и склонности учащихсяОпределить способности учащихся.Изучить нацеленность учащихся на определенный профиль обучения. Выявить мотивы и факторы, влияющие на выбор будущей профессии.Изучить рынок труда.Изучить согласованность интересов и склонностей со способностями учащихся. Изучить меру включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения.На основе полученных результатов разработать предложения и рекомендации.
Методы исследования: анализ и обобщение литературытестированиеопросанкетированиекачественная и количественная обработка данныхОрганизация исследования: В исследовании приняли участие 56 учащихся 9-х классов и 89 учащихся 10-х классов СОШ п. Опытный Цивильского района. 52 родителя учащихся 9-х классов.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, для организации профильного обучения, а также для организации системы работы по развитию отдельных способностей учащихся и направлению их интересов и склонностей (организация кружков, секций, факультативных занятий, профориентационных курсов).Апробация: результаты данного исследования доложены педсовете, доведены до учащихся и их родителей, доложены на школьной научно-практической конференции, на районной научно-практической конференции 2005 г., на Республиканской научно-практической конференции Excelsior-2005.Методики: «Художник или мыслитель»«Анкета интересов» «Труд для вас»Анкета «Выбор профиля» (разработана авторами)Тест ГолландаАнкета для родителей 9-классников (разработана авторами)
Распределение испытуемых по интересам. (9класс)
Распределение испытуемых по интересам (10 класс)
Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (9класс)
Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (10класс)
Сравнение предпочтений десятиклассников 2004-2005 уч. года к определенным видам труда с их же результатами в 2003-2004 уч. году
Сравнение предпочтений девятиклассников и десятиклассников к определенным видам труда
Распределение испытуемых по типам мышления (9 класс)
Предпочитаемые области знаний девятиклассников
Соотношение выбранных профилей с предпочитаемыми областями знаний (9 класс)
Опрос родителей у 74% родителей мнение относительно профиля обучения совпадает с мнением детейу 20% - мнение не совпадает 2% - не определились с профилем обучения для своего ребенка 4% - не предлагали ребенку профиль обучения 19% родителей не обсуждали с ребенком будущий профиль обучения, из них 2% - не знают какой профиль выбрал их ребенок 81 % родителей уже обсуждали вопрос о профиле обучения
Соотношение выбранных профилей и данных о количестве обучающихся в профильных классах
Отношение десятиклассников к выбранному профилю обучения
Предпочитаемые области знаний десятиклассников
Соотношение профилей обучения с предпочитаемыми областями знаний (10 класс)
Соотношение выбора учебного заведения девятиклассников 2003-2004 и 2004-2005 уч.г
Рынок труда Востребованныепрофессии Строители (каменщики, бухгалтера маляры, штукатуры) экономисты Слесари филологи Инженеры юристы Продавцы операторы ПЭВМ Электрогазосварщики учителя воспитатели швеи
Мотивы выбора будущей профессии (9 кл.):высокая материальная обеспеченность (37%)сам труд (27,5%)условия труда (24%) возможность творить (20,6%).контакты с людьми перспективность, полезность результатов труда(18,9%).меньше всего привлекают частые командировки и возможность без особого труда получить профессию(6,8%).Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии их решение (65,5%), способности (41,3%). меньшее влияние оказывают родители (31%), родственники (17,2%) и жизненные обстоятельства (17,2%). на 10,3% учеников повлияли книги и фильмы,на 3,4% педагоги, друзья и знакомые.
Мотивы выбора будущей профессии (10 класс.) перспективность (возможность профессионального роста) ивысокую материальную обеспеченность (19%)сам труд (16,2%), контакты с людьми и условия труда - 10,8%.меньше всего привлекает возможность без особого труда получить профессию (6,7%) и возможность творить (2,7%). Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессииспособности 27,7%жизненные обстоятельства 22,2%13,8% выбрали профессию самина выбор 11,7% школьников повлияли родителименьшее влияние на учеников оказывают педагоги и друзья (8,3%) а также книги, фильмы (2,7%)
Личностные типы испытуемых
Выводы: В ходе проведенного исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме. На основании изучения литературных источников определены основные виды труда и профессий, выделено понятие профориентации, рассмотрены основы профильного обучения. В ходе опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы: Наибольший интерес для учащихся представляют такие области, как педагогика, журналистика, химия, литература (для 9-классников) и спорт, военное дело техника, биология (для 10-классников). Все учащиеся также имеют представление о том, каким видом труда они хотели бы заниматься. Наибольшее предпочтение учащиеся отдают интересному труду; умственному труду; труду не вредному для здоровья. Наиболее предпочитаемые области знаний 9-классников: физкультура, психология, ОИВТ и русский язык, химия. Наиболее предпочитаемые области знаний 10-классников: биология, химия, алгебра, физкультура.
Были определены основные черты характера, тип мышления и тип личности учащихся.Изучив нацеленность учащихся на определенный профиль обучения, мы отметили , что наиболее предпочитаемым оказался гуманитарный; далее в порядке убывания следуют: физико-математический, биолого-химический, универсальный. Есть процент учащихся не определившихся с выбором (9-классники). У большинства учащихся 10-х классов выбор по отношению к профилю обучения изменился. Среди мотивов выбора будущей профессии учащиеся чаще всего называли высокую материальную обеспеченность, перспективность, сам труд, условия труда. К факторам, оказавшим, по мнению девятиклассников, наибольшее влияние на выбор профессии оказало их решение и их способности; а по мнению десятиклассников - способности и жизненные обстоятельства. Были выявлены выбранные профессии десятиклассников. Но не все учащиеся определились с выбором профессии.
В ходе изучения рынка труда нами были выявлены востребованные и невостребованные профессии. Соотнеся интересы учащихся с рынком труда, мы отметили, что учащиеся не осведомлены с положением на рынке труда.Была отмечена несогласованность выбора профиля с интересами учащихся, а также то, что интересы учащихся не всегда совпадают с их способностями.Изучив мнение родителей было отмечено что родители в большинстве своем уже обсуждали вопрос о профиле обучения. Довольно часто мнение родителей относительно профиля совпадает с мнением детей.
На основе полученных результатов нами были разработаны следующие рекомендации: несмотря на то, что в СОШ п. Опытный ведется профориентационная работа (профориентационный курс для девятиклассников, классные часы, экскурсии, беседы, элективные курсы, спецкурсы), необходимо уделять больше внимания подготовке учащихся к выбору будущей профессии: начинать профориентационную работу с более раннего возраста (7 – 8 класс); ознакомлять с различными видами профессий; регулярно выявлять и соотносить интересы, склонности и способности учащихся; ввести в портфолио учащихся страничку профессионального самоопределения; проводить беседы и консультации, профессиональные пробы; расширить работу с родителями по профессиональному самоопределению детей (информировать о существующих профилях обучения, о положении на рынке труда, проводить совместные детско - родительские профориентационные игры).