Кому нужна профориентация? Детям?Школе?Обществу?
Изменения культуры Постфигуративная культураОпыт и знания передаются от старших поколений младшим
Изменения культуры Конфигуративная культураЗнания распространяются внутри одного поколения через взаимное обучение, подражание
Изменения культуры Префигуративная культураОпыт прежних поколений не востребован, им самим приходится учиться у молодых
Выбор неоднократен Теперь выбор профессии не означает выбор судьбы на всю жизньПроще?илитруднее?
Что влияет на выбор направления и будущей профессии подростка? Популярность (среди сверстников, в семье, в СМИ)Материальный достатокЛичные интересы (ситуативные, диффузные или устойчивые)Способности и личностные особенностиЦенности и нравственные ориентации
Директивный подход к профориентации и выбору Решение о выборе профессии принимают старшие, имеющие на это право и власть. Выбор профессии согласуется с традицией, культурной нормой. (отсутствие самостоятельного выбора)
Информативный подход к профориентации и выбору решение принимает сам человек, основываясь на предлагаемых альтернативах. Задача профориентации - предоставить наиболее полное представление о различных профессиях, их особенностях (предоставление максимально широкого выбора)
Индивидуальный подход к профориентации и выбору решение о профессии основывается на особенностях индивидуальности человека, его сильных и слабых сторонах. Задача профориентации – диагностика (выбор обоснован, исходя из особенностей субъекта)
Системный подход к профориентации и выбору решение о выборе разворачивается в контексте системы ресурсов, возможностей, актуальной социальной, экономической ситуации. Задача профориентации - включение индивидуальных особенностей, способностей в систему общественной необходимости (выбор основан на особенностях субъекта и внешнего мира)
Изменяющийся мир постоянное изменение спроса на профессии появление новых профессий (мерчендайзеры, IT специалисты, системные администраторы, менеджеры и проч.) появление междисциплинарных областей знания сверх-техничный мир, известный подросткам лучше, чем многим взрослым
Постмодернистский подход к профориентации и выбору невозможно утверждать что-либо о мире, и о человеке, поскольку они изменяются каждый момент времени. Задача профориентации - научить использовать информационные потоки, анализировать их, деконструировать, усложнять и обогащать информацию о профессии, активизировать собственную поисковую деятельность, дать ориентиры (выбор уходит за пределы профориентации, производится самостоятельно в каждый момент выбора профессии)
Мифология профессии (нарративный подход) Профессия проявляется как социальный конструкт в сознании подростка.Изменению и исследованию подлежат не люди, выбирающие профессию, а эти конструкты или мифы о профессиях: их следует деконструировать, усложнять, расширять рамки представлений и проч.Иллюзорные представления о профессиях рассматриваются с различных сторон, давая возможность более реалистично и разнопланово смотреть на профессию.
Принципы профориентации на Западе: Функции school counselor в старшей школеОценка эффективности программ по профориентацииПринципы построения профориентационных программ (комплексность, системность, адресность, предпочтение тренинговых форм).