ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: КТО КОМУ И ПОЧЕМУ УГРОЖАЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Глобальные проблемы (от лат. globus — земной шар) — проблемы, затрагивающие все человечество, и от их решения зависит существование жизни на Земле. Глобальные проблемы возникли во второй половине XX в. с появлением нового оружия и при тесном экономическом сотрудничестве всех стран. Можно выделить в истории человечества несколько этапов его борьбы с природой, результатом которой и стало современное состояние цивилизации: I. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое воздействие на природу. Уже в древности началось опустынивание обширных пространств Азии и Средиземноморья (строительство оросительных систем в Междуречье и Египте, осушение болот, создание каналов). II. Период Великих географических открытий (XIV—XVI вв.) — начало хищнического использования богатств Африки, Америки и Австралии. III. Развитие капитализма и промышленная революция — экологические проблемы в Европе.
Проблема ядерной войны Научно-технические достиженияXX в.; обострение противоречий между государствами; разделение мира на несколько противоборствующих систем «Холодная война»;ядерные испытания.ООН — борьба за мирное разрешение конфликтов,Договоры ОСВ, запрет на химическое и биологическое оружие, 1975 г.- Хельсинкские соглашения, середина 80-х гг. окончание гонки вооружений; ограничение распространения ядерного оружия в современном мире Наращивание вооружений в СССР и США, Карибский кризис 1962 г., распространение ядерного оружия, опасность реализации ядерных программ в Иране и Северной Корее
Экологические и природные катастрофы Потребительское отношение человека к природе; невозобновляемость отдельных ресурсов Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды (воздуха, земли, вод Мирового океана), «парниковый эффект», озоновые дыры, кислотные дожди, смог, утечка при захоронении ядерных отходов, таяние ледника. Принята Всемирная хартия охраны природы; организации: «Гринпис», партии «зеленых» Остро встает вопрос о глобальном потеплении; землетрясения в Армении и Мексике, цунами в Юго-Восточной Азии в.
Пропасть (экономическая и социальная) между развитыми и развивающимися странами Особенности исторического развития разных регионов «Север — Юг», голод, детская смертность, нищета, эпидемии. Политика социальной справедливости, равенство стран в экономическом сотрудничестве и контроль деятельности транснациональных корпораций В первую очередь страны Африки и Юго-Восточной Азии
Национальные и религиозные конфликты Религиозный фанатизм; большая роль нации в идентификации человека; массовая психология Неофашизм; сепаратизм; терроризм; экстремизм; шовинизм; пропаганда расовой, национальной, религиозной нетерпимости. Толерантность, международное сотрудничество, мирное решение возникающих проблем, повышение роли ООН Курды в Турции и Ираке, арабо-израильский кризис, югославский кризис, чеченский и албанский сепаратизм
Задание Проверь себя по вопросам на стр. 162 Сделай развёрнутый план по теме Объясни тему напарнику Выслушай напарника, запиши план в тетрадь Проверь себя по вопросам на стр. 170 Сделай развёрнутый план по теме Объясни тему напарнику Выслушай напарника, запиши план в тетрадь
Домашнее задание Прочитать п.18 Выполнить задание № 2 на стр. 177 Прочитать документ на стр.177, ответить на вопросы