Проблемное обучение
Проблемное обучение это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
«Мышление начинается с проблемной ситуации». С. Л. Рубинштейн.
Цели проблемного обучения привлечь внимание учеников к вопросу; поставить учащихся перед посильными познавательным затруднением; обнажить перед учащимися противоречие между познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения посредством наличного запаса знаний; помочь учащимся определить проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;побуждать учащихся к активной поисковой деятельности; учить искать направление поиска наиболее рациональных путей выхода из ситуации затруднения.
Виды проблемного обучения Практическое творчество Научное творчествоХудожественное творчество
Типы проблемных ситуаций педагогическаяпсихологическая
методические приемысоздания проблемных ситуаций
Уровни проблемного обучения
Классификация проблемных ситуаций
Технологическая схема цикла проблемного обучения
Правила организации урока с использованием проблемной ситуации.
I Организационный момент возникновение у учащихся желания работать (“хочу”) и уверенности в себе (“могу”)указание границ образовательного пространства
II. Актуализация необходимых знаний 1. Постановка коротких проблемных вопросов.2. Количество вопросов не должно быть чрезмерным.3. Сложные вопросы разделяются на более легкие.4. Групповое обсуждение отдельных вопросов.
III. Постановка учебной проблемы 1.Новая тема формулируется в виде проблемы. 2.Проблема вводиться одновременно с актуализацией знаний созданием ситуации, в которой проявляется их недостаточность для объяснения факта, явления и т.п.
Три пути“Открытия” знания ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ БЕЗ ПРОБЛЕМЫПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ ОТ ПРОБЛЕМЫ
IV. Усвоение нового материала 1. Учитель должен четко представлять, что и как будет изучаться на уроке. 2. Обеспечить максимальную самостоятельность учеников. 3. Обеспечения дифференцированного подхода к обучению.4. Оказывать помощь в решении проблемной задачи следует индивидуально. 5. В новом задании должны проявляться некоторые элементы актуализированных знаний.
V. Практическая работа 1. Задание выбирается соответственно, требованиям учебной программы. 2. Процесс должен включать новые способы действия. 3. Определить содержание и форму инструктажа. 4. Обеспечить сознательное выполнение каждой из операции действия.
Самоконтроль и самооценка Волшебные линеечки (оценочная шкала)Прогностическая оценка (оценка своих возможностей)Оценочный лист
VI. Заключительная часть урока 1. Проблемные задания на этом этапе должны носить обобщающий характер, способствовать развитию вариативности. 2. Проверять результаты практической работы лучше вместе с учениками. 3. В конце урока преподаватель должен подвести итог.
РефлексияЦель этапа – осознание учащимися метода собственной познавательной деятельности. нарисуй настроение на листочке; поднимись на горку; наполни ведро знаний; собери букет; расшифруй слово и прочитай; и т.д.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,-это деятельность. Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на затворках интеллекта, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя – создать для этого все условия».Подготовила И.Ю.Шибинская