" Проблемное обучение в начальной школе" Выполнен: учителем начальных классов Яренской МСО школы Прядеиной О.В.
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами. Ш. А. Амонашвили
Цель мастер класса: показать эффективность технологии проблемного обучения. Задачи : ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ( познакомить коллег с данной технологией обучения) развивающАЯ ( расширить методическую базу учителей)
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: решение научных проблем ( научное творчество) – теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства: в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; решение практических проблем ( практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения – постановка и решение практических учебных проблем; создание художественных решений ( художественное творчество) – худ. отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование…
Типы проблемных ситуаций: педагогическая. психологическая.
Технологическая схема проблемного обучения. ( постановка и разрешение проблемной ситуации)
ВАРИАНТАМИ проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески добывают и применяют знания.
Тема расследования: « Почему айсберг не тонет ? » план работы: Айсберг – что это такое и с чем это «едят». Эксперименты. Выводы. Эксперимент №1 Почему айсберг не тонет? Версия: Вес вытесняемой воды больше, чем собственный вес айсберга, поэтому айсберг не тонет
Эксперимент №2 Изменится ли уровень воды, если айсберг растает? Версия: Уровень воды изменился. Лед- это замерзшая вода и когда айсберг растает, то станет частью океана. Эксперимент №3 Что легче стакан воды или стакан снега? Версия: Снег менее плотный.
Методические приемы создания проблемных ситуаций: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты - ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения) определяет проблемные теоретические и практические задания ( например: исследовательские) - ставит проблемные задачи ( например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками…)
Урок литературного чтения. Девиз урока: Читать книгу – это значит открывать в ней то, о чем прямо не сказано.
выстрелил может убить детей…… промахнуться в акулу… не выстрелил погибнут
Девиз урока: Читать книгу – это значит открывать в ней то, о чем прямо не сказано. Матросы опустили лодку на воду, сели в нее и, сгибая весла, поплыли к мальчикам.
Домашнее задание. ( индивид.) придумать продолжение рассказа; нарисовать рисунки; пересказать по плану .
Рефлексия Действительно ли важно применять на уроках проблемные ситуации? Какой этап мастер – класса показался вам самым интересным? Каковы ваши пожелания для следующих мастер – классов?
Методы проблемного обучения способствуют активизации мыслительной деятельности
мастер-класс " Проблемное обучение в начальной школе" Спасибо за работу!