Развитие психических процессов у учащихся на учебном материале по биологии Учитель биологии МОУ СОШ №3 г.Конаково Бубнова Ирина Васильевна
Цели: Создание условий для развития и саморазвития личности, её потенциальных способностей; Усиление учебной мотивации и развитие познавательных интересов; Предупреждение неуспеваемости; Формирование и развитие креативных способностей.
Задачи:Содействие с помощью средств индивидуализации, усвоению учебных программ каждым учащимся; Ежеурочное использование адаптивных заданий-упражнений для корректировки и развития памяти, внимания, мышления; Повышение заинтересованности учащихся в получении разнообразных теоретических знаний по биологии; Создание условий для формирования у учащихся потребностей в саморазвитии.
Использование карточек с заданиями-упражнениями для развития психологических процессов, на учебном материале по биологии, даёт положительный результат по корректировке мышления, памяти и внимания у учащихся.
Коррекция скорости мышления 1 – низкая скорость мышления 2 – средняя скорость мышления 3 – высокая скорость мышления
Приёмы развития внимания: Диктанты на слух: (числовые, терминологические, буквенные) Тестовые задания (различные виды тестов требуют концентрации внимания, переключения внимания, устойчивости внимания, распределения внимания) Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее или различие; Найти смысловую ошибку; Найти в учебнике описание объекта, процесса, явления представленного визуально; Найти соответствие фактов, понятий: Найти “лишнее” слово, объяснить; Свернуть информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, символы; Сравнить процессы, явления, обобщить, сделать выводы; Восстановить подписи к схеме процесса или подписать части изображённого объекта; Преобразовать объект, свойство, условие среды характеристику организма, обобщить, сделать выводы;
Задания на развитие объёма внимания I . 7 класс. Тема: отр. «Чешуекрылые”. 2 команды. - Какая команда назовёт больше сведений о бабочках (Повторяющий сведения - выбывает) II. Сравнить по рисунку кровеносные системы: речного рака и дождевого червя. В чём их сходство и различие? III. Учёные установили, что средняя вероятность продолжительности жизни человека в городе с древесно-кустарниковым озеленением в размере 1 – 2% от общей площади населённого пункта в 1,7 – 2 раза короче средней вероятной продолжительности жизни жителя в городе озеленённостью в размере 50%. Объяснить, почему. Дайте оценку озеленённости своего города. Составьте список растений, используемых в озеленении в вашем городе.
Задания на развитие концентрации вниманияI. Задание “Гусеница” – слова, обозначающие предметы или явления, написанные слитно одним словом или с перекрыванием (найти и выписать в тетрадь названия птиц: дубоносорокакадуодрофальбатросойканарейказаркаайра.) II. 8 класс. Тема “Членистоногие. Класс ракообразные”. В тексте ошибки, попробуйте их найти. Ракообразные обитают в пресной чистой воде (реках, озёрах, ручьях). Питаются раки мёртвыми животными и растениями. Тело рака подразделяется на голову, грудь и брюшко. Рак – донное животное. Нормально он двигается по дну на ходильных ногах головой вперёд. Но если его напугать, он резко взмахивает хвостовым плавником от себя и уплывает задом наперёд. III.7 класс. Тема “Кольчатые черви”. Задание: 1.Выберите на рисунке пищеварительную систему дождевого червя. 2.Найдите неправильную пищеварительную систему дождевого червя и исправьте её.
Задания на развитие переключения внимания Приёмы: Прочитать текст – а) составить схему ответа б) заполнить таблицу. в) подписать органы (части) I. 6 класс. Тема: “Видоизменения корней”. Просмотр фрагмента: «Корень: видоизменения корней”. Задание:1.Выяснить, с какими функциями связаны видоизменения корней? 2.Как человек использует эти видоизменения? 3.Заполнить таблицу:
Задания на развитие устойчивости вниманияI. 6 класс. Тема: Семейства растений. Задание: а) выберите из предложенных гербариев растения из семейства паслёновых. Определите его, расскажи порядок определения. II. Вставь пропущенные слова в текст и зачитай полный текст. III. 8 класс. Тема: Мочевыделительная система. Задание: Рассмотрите рисунок. Найдите на нём органы и части, которые перечислены в тексте (выпишите соответствующие им на рисунке обозначения) Аорта… Мочеточник… Мочевой пузырь… Надпочечник… Нижняя полая вена… Почка…
Задание на развитие распределения вниманияII. 7 класс. Тема: Кишечнополостные. Задание: В схемах продольного и поперечного разрезов гидры раскрасьте цветными карандашами части её тела и напишите их названия. III. 6 класс. Тема: Систематика цветковых растений. Задание: Перечерти схему соподчинения систематических групп цветковых растений и заполни её. Цветковые растения Класс…....... Класс…
Задания на развитие логического мышления. Приёмы: ☃ Составление плана параграфа, текста, ответа. ☃ Работа с понятиями: Сообщение определения; Совместное составление определения; Самостоятельное составление определений при работе с текстом параграфа; Составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов по понятиям; Взаимообмен и работа с кроссвордами, ребусами; Диктанты по биологическим понятиям. ☃ Составление логических схем, таблиц, диаграмм, сделать вывод, (“разворачивание” и “сворачивание” информации) ☃ Составление синквейна.
Задания на развитие логического мышления. І.6 класс. Тема: "Цветок". Задание: Составьте схему строения цветка. II. 11 класс. Задание: Построить искусственную экосистему, выбирая подсистемы для неё из предложенного списка (используя компьютерную программу). III.Задание: Извлечь всю информацию из представленного объекта (любой объект - комнатное растение, изображение на таблице, плод, макет органа и т.д.) можно потрясти, пощупать, понюхать…
Задания на развитие вербально-логического мышления.Приёмы: ☏ Определить правильные выводы ☏ Сравнить между собой ☏ Заполнить системный оператор и прочитать его (см. подробнее Хюннинен О.Ю.Развитие мышления на уроках биологии//Биология (Первое сентября). 2003.№13) ☏ Преобразовать объект ☏ Собрать модель процесса, объекта из подручных материалов ☏ Сопоставить текст с рисунком, с развернутой характеристикой. Что не описано в тексте? Что не изображено на рисунке
I. 8 класс. Тема: Кровеносная система. Задание: Трудно найти писателя без странностей: Шиллер работая, держал ноги в холодной воде; Бальзак работал босиком, стоя на каменном полу; Прус нюхал крепкие духи; Якобсон – гиацинты, Ибсен - “пропускал рюмочку”, а Руссо стоял под солнцем с непокрытой головой. Чем можно объяснить такие писательские странности? (Ответ: “Странные» приёмы каждому писателю подсказал собственный опыт: все они в той или иной степени вызывают прилив крови к голове. Лучше всего снабжается кровью, а соответственно и кислородом и питательными веществами, активно работающие органы. Эта закономерность подтверждается опытами Анджелло Моссо. Он положил человека на рычаг больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда Моссо предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил испытуемому пошевелить пальцами ног. Ноги стали Тяжелее перевесили голову. В организме постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам её поступает больше, к другим меньше. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности). II. 7 класс. Тема: Простейшие. Задание: Определить какие выводы правильные, объяснить почему. 1.К типу одноклеточные относятся животные, которые состоят из одной клетки. Амеба обыкновенная состоит из одной клетки. Следовательно, амёба относится к одноклеточным животным. 2.Все простейшие – животные, так как питаются готовыми органическими веществами. Эвглена зелёная питается готовыми органическими веществами. Следовательно, эвглена животное.
Задания на развитие памяти Приёмы: ✾ Активное слушание (с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу, с индивидуальными особенностями, с последующим обсуждением результатов) ✾ Просмотр видеофрагмента. ✾ Усвоение нового материала через сравнение двух или более процессов, объектов или явлений. (Н-р: митоз и мейоз; растительная, животная и грибная клетка) ✾ Тестовые задания. ✾ Диктанты “на слух”. ✾ Найти “лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору «на слух». (Пример: а. Рибосома, лизосома, митохондрия; б. хлоропласт, вакуоль, оболочка, ядро). ✾ Нарисовать по памяти схему развития(Пример: схема развития печёночного сосальщика) ✾ Посмотреть на карточку и через определённое время повторить в том же порядке ✾ Найти соответствие фактов и понятий. ✾ Соотнести буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение, объяснить (читать без помощи рук, следить глазами) Ответ: Клетки растений сложнее, чем клетки животных. ✾ Подписать части изображённого объекта.
II. 7 класс. Задание: Прочитайте понятия, через 1 мин. Повторите их в том же порядке: половые клетки, органы, выделительная система, яичники, двуполый, присоски, семенники. III. 8 класс. Задание: Нарисовать нервную клетку, подписать её части. IV. 9 и 11 класс. Диктант на“ слух ”- ответить на вопросы письменно (да-1, нет-0) А. Древние китайцы любили пить чай с черешневым вареньем(0) В. Лучшее сырьё для производства макарон делается из пшеницы, центр происхождения которой находится там, где берёт начало Голубой Нил.(1)