Проблемное обучение в преподавании физики
Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и определяющая оптимальные условия их развития.
В основе проблемного обучения лежит учебная проблема, сущность которой — диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знании недостаточно. Это противоречие служит движущей силой творческого усвоения знаний.
Проблемное обучение— двусторонний процесс. Сфера деятельностиучителя Сфера деятельностиученика Проблемное преподавание Проблемное обучение
Проблемное преподавание — это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью учащихся в решении учебных проблем.Проблемное учение — это особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний, в ходе которой они участвуют в поисках решения выдвинутых перед ними проблем.
Организация проблемного обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» — в проблемной ситуации.Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.
Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;умение учителя создавать проблемную ситуацию;постепенное, планомерное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.
Для такой подготовки учебного материала учитель должен его проанализировать с разных точек зрения: научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи), психологической (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций).
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:анализ проблемной ситуации;формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;решение проблемы: выдвижение предположении; обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы); доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); проверка правильности решения.
Несколько способов выдвижения проблем. Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладывающихся в рамки прежних представлений (или теорий). Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено учащимися на основе ранее полученных знаний.
3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины.4. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явление. 5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера.
Проблемное обучение при объяснении нового материала.
Методика проблемного обучения в большой мере зависит от содержания учебного материала.
Проблемное изучение физических явлений. Типичная схема изучения физических явлений в наиболее полном виде выглядит следующим образом.1. Наблюдение явления.2. Выявление характерных особенностей явления.3. Установление связей данного явления с другими, ранее изученными явлениями и объяснение природы явления.4. Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление.5. Установление количественных закономерностей, относящихся к рассматриваемому явлению.6. Практическое применение изученного явления.
Проблемный подход может быть использован в той или иной степени на всех этапах изучения физического явления. Однако наибольшие возможности для проблемного обучения открываются при выяснении природы явления.
Физические законы, изучаемые в школе, по способу их установления можно разделить на следующие группы:1. Законы, устанавливаемые экспериментально.2. Законы, устанавливаемые теоретически. При опытном установлении физических законов открываются две возможности для применения проблемного подхода.
Развитие физических теорий всегда происходило на основе преодоления противоречий между сложившимися представлениями и новыми фактами, опытными данными, которые не укладывались в рамки этих представлений. Подведение учащихся к осознанию решающих проблем физики, привлечение их к размышлению над ними, вовлечение в поиск решения этих проблем представляют собой надежный путь глубокого уяснения учащимися экспериментальных оснований, на которых строилась новая теория, а отсюда — и ее основных положений.
Проблемное обучение при выполнении домашних заданий. Основные виды проблемных домашних заданий.Задания теоретического характера.Экспериментально исследовательские задания.Конструкторские задания.