Деятельностный подход в обучении краеведению: его значение в прикладной направленности предмета. Соляник О.А.- учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №3
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: деятельностный подход позволит учащимся из пассивного объекта образовательного воздействия стать активным субъектом приобретающим знания; учителю из главного источника знаний превратиться в организатора познавательной деятельности.
Причины использования деятельностного подхода в учебном курсе «Краеведение»: краеведение - предмет новый и сам по себе является объектом исследования; есть возможность для практики и экспериментов; краеведческие знания быстро растут в объеме, изменяются содержательно.
Пути реализации деятельностного подхода
Групповая форма работы: Научно- исследовательская деятельность Проектная деятельность
Навыки, получаемые учащимися во время проведения походов:
Укладка рюкзака
Установка палатки
Ориентирование на местности
Составление топографической карты местности
Паспортизация и фотографирование изучаемых объектов
Сбор информации об объекте исследования.
Профориентационных навыков учащихся:
Тема: Всестороннее изучение природных комплексов Амурской области на примере села Новоандреевка Белогорского района (краеведческие исследования в ходе многодневного похода)
В ходе полевых исследований учащимися были произведены следующие работы:
Глазомерная, топографическая съемка местности.
Построен план местности.
Описаны различные формы рельефа.
Построен гипсометрический профиль участка местности.
Произведено описание почвенных горизонтов.
Выполнены исследования озера Сластино и участка реки Зея морфометрическим методом(определены морфометрических элементы площади, длинны, степени изрезанности береговой линии , скорости течения воды и другие).
Заполнены морфометрические паспорта: русла , речной системы реки Зея ;участка территории озера Сластино.
Паспорт речной системы и русла(река Зея): - F=223 тыс. км в квадрате; Vср.=0.18; - L=892 км; Nсут=112815кВт/сек; - E L= 53,8км в кубе; Q =1150 куб м в сек. - Кр=0.06; h=10. -Д=3.1; -Кн=2.4; Паспорт участка озера Сластино: -F=168 м; М=6м; -L=12м; -Е=18м; hмак.=3.5 м; -Еср.=14м; hср.=0.07м; -С=28м; V=11.76м.
Гидрографическая схема реки Зея с притоками
Выполнено описание растительных сообществ различных типов экосистем
Геоботаническое описание №1 (Исследуемого участка озера Сластино.). Дата: 26.06.05 г. Озеро расположено к юго-востоку от месторасположения лагеря, то есть к юго- востоку от села Новоандреевка. Его окружают со всех сторон луговые экосистемы. Питание озера осуществляется за счет грунтовых вод и оасдков. Дно водоема илистое. На юго- западном берегу располагается песчаный пляж. Озеро Сластино, по происхождению озеро- старица. Оно окружено зарослями из рогоза широколиственного (TYPHA LATIFOLIA), камыша озерного, которые вместе с аиром обыкновенным (ACORUSA CALAMUSL), веха ядовитого (CICUTA VIROSALI), цицанией широколиственной (ZIZANIA LATIFOLIA) составляют первый ярус. Второй ярус составляют растения с плавающими на поверхности листьями: кувшинка четырехгранная, кубышка малая, пузырчатка. В третий ярус входят растения полностью погруженные в воду, у некоторых соцветия возвышаются над водой: рдест пронзеннолистный (POTAMOGEMONI PERFOLIATUSL), рдест плавающий (POTAMOGEMONI NATANST). К четвертому ярусу относятся растения свободно плавающие на поверхности воды: ряска тройчатая (LEMNA TRISULCAL), ряска малая (LEMNA MINORL).
Произведен сбор, определение и оформление гербарных образцов.
Составлен список: древесно-кустарниковых пород, охраняемых растений произрастающих в окрестностях с. Новоандреевка .
Изготовлен дидактический материал
Результат
Методика малых открытий
Развитие предпринимательства на территории города Белогорска на примере автоцентра МАКС Ученица 10А класса СОШ №3 Попова Елена Научный руководитель : Соляник О.А.
… Древо жизни листвой шелестит, Ветвь – направо и ветвь – налево. Человек разумный сидит На вершине этого древа. А под ним проносится век: Повороты, круговороты: Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?!
Актуальность темы: Большинство предприятий на территории города Белогорска реконструированы или перестали существовать. Автоцентр «Макс» одна из наиболее интенсивно развивающихся компаний не только на территории города Белогорска , но и Дальнего Востока, которая признана крупнейшей фирмой в сфере поставки запасных частей к автомобилям по всему региону. Данное предприятие способствует осуществлению интеграционных связей со странами : Европы и Азии в области поставок комплектующих к различным маркам автомобилей. Предприятие способствует экономическому образованию специалистов и обеспечивает рабочими местами жителей города Белогорска . Ухудшается экологическая обстановка на улицах города . Задымленность , покрытая налетом из копоти и пыли молодая листва на деревьях , загазованность реальная картина сегодняшнего дня. В школах города практически отсутствуют физически здоровые дети . Не редкостью стали : головокружения , тошнота, учащенное сердцебиение ит.д.
Цели: 1. Изучить историю образования предприятий на территории города Белогорска на примере автоцентра «Макс». 2.Оценить влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние воздуха по улице 50 ЛЕТ ВЛКСМ 35 - А.
Задачи: Изучить историю образования предприятия автоцентр «Макс» . Описать природно-климатический потенциал города Белогорска. Познакомиться с новыми технологиями в области машиностроения (экологически чистыми). Произвести наблюдения за автотранспортом ,проезжающим по улице 50 ЛЕТ ВЛКСМ 35- А . (рядом со школьным двором СОШ №3) Произвести расчетную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
Методы: Поисково-исследовательский. Метод работы с научной литературой. Метод сопоставления полученных данных и расчетов . Визуальный метод. Картографический.
Автоцентр «Макс » одна из интенсивно развивающихся компаний на территории Дальнего Востока, признана одной из крупнейших фирм в сфере поставок запасных частей по всему региону Получить полную информацию о данном предприятии оказалось не легкой задачей , так как печатные материалы отсутствуют. Компания основана в 1994 году 16 марта Хлестуновым Петром Николаевичем и Евтушенко Александром Ефимовичем .. Автоцентр «Макс» назван в честь сына Петра Николаевича Максима. На территории Дальнего Востока существует 5 филиалов компании в городах: Благовещенск , Свободный , Райчихинск , Хабаровск. В каждом филиале работает от 60-63 человек. Главный офис расположен в городе Белогорске (65 человек).
Сегодня в Мире 600 млн. штук автомобилей . Повседневно каждый из них выбрасывает : 4 кг угарного газа ,оксида азота , оксида серы , сажу. При использовании этилированного бензина с добавлением свинца в выхлопные газы попадает вредный свинец . «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение биосфры каждого региона =30 % . Для сжигания 1 кг бензина требуется : 2,5 кг кислорода . В среднем автомобиль проезжает в год 10 тысяч км и сжигает 10 тонн бензина., расходует 35 тонн - кислорода , выбрасывает в атмосферу 160 тонн выхлопных газов , из них 800 кг угарного газа, 40 кг оксида азота , 200кг углеводородов. Если бензин этилированный , то плюс 3,5 кг ядовитого свинца .Однако каждый автомобиль стирает шины , в среднем каждый из нас вдыхает от 5- 8 кг резиновой пыли.
Ход работы
Общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час рассчитываем по формуле: Li=NiхL, где N – количество автомобилей за 1час; тип автотранспорта; L - длина участка. Li=6х1=6 км
Рассчитываю количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего. Результаты вношу в таблицу. Для вычисления использую известный коэффициент – К. Он (К)- численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, необходимого для проезда 1 км (равного удельному расходу.)
результат
Рассчитываю массу вредных веществ (т,ч) по формуле: T=VxM ; 22,4 Если за 1 час 4,9 л вредных веществ выделились в атмосферу, за 17 часов (с 7.00 до 23.00) = (4,9 х 17ч)=83,3 л !!!
Используй, охраняя, и Охраняй используя
Проект: «Пути решения экологической проблемы озера Зеркальное»
Этапы выполнения проекта: Подготовительный: выбор направления исследования(изучение объекта, составление описаний, изготовление фотоматериалов). Исследовательский: проектирование. Работа выполняется с использованием известных методов( наблюдение, картографического, расчетного, измерительного, аналитического и других) Оценочно- рефлексивный (оформление результатов. Выработка решений, прогноз). Презентационный.
Используемые источники: 1.Л.Е.Дмитриева. Экологическое краеведение. Региональный компонент.- Благовещенск , Амурский ИППК, 2005 г.,- 15с. Ответы на билеты «Социальная экология» .- Благовещенск , Амурский ИППК, 2005 г 2.География Амурской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Г. Павлюк.- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004.-288 с. 3. Учебник: «Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального компонента для 9-11 классов образовательной школы. Изд. 2-е, перераб. И доп.- М. : АО МДС, 1996.- 272 с.». 4. Интернет – ресурс (справочные материалы, фото и схемы: слайд №4, №53) 5. Атлас «Амурская область». - Люби и знай свой край.- 1996 г. - Атлас Амурской области.- 2000 г. 6.Н.К. Шульман «География Амурской области»