КЗ «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования» ЗОСИспользование информационно-коммуникационных технологий в образованииПутий Т.Н., ст. преподаватель кафедры философии и общественно-гуманитарных дисциплин
Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой.В карете прошлого никуда не уедешь… М. Горький.
Проблемы современного языкового образования Мир коммуникационно стал другим (изменение СМИ; рекламный дискурс; жаргонизация общения и т.д.; новые формы стилистической коммуникации)Современного школьника окружает большое информационное поле. Однако умения ориентироваться в информации, отбирать её, классифицировать, делать выводы у учащихся сформированы недостаточно. А именно они являются составляющей коммуникативной компетенции человека.Недостаточно разработана методика обучения школьников на основе современных информационных технологий …
Значительно изменяется функция и роль образования: из простого ретранслятора знаний образование превращается в систему, повышающую социальную мобильность личности, в источник формирования нового ценностного подхода к жизни. Cтратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны: интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знания.
Технические средства обучения
Креативный учитель сегодня должен уметь пользоваться компьютерными программами;знать основные поисковые системы (google.com.ua, rambler.ru, yandex.ru);уметь извлекать информацию из Интернета и изменять ее с помощью текстового и графического редактора;уметь пользоваться электронной почтой, чатами;знать основные методические приемы использования интернета;знать принципы создания и функционирования персональных веб-сайтов, веб-страниц.
Мультимедиа (от англ. Multi – много и media – среда) – средство обучения, включающее в свою структуру разные виды информации – в виде текстов, аудио- видео- и анимационных элементов (по А.Н.Щукину). Типы мультимедиаСпециальные учебные курсы, созданные для изучения предмета;Диски, посвященные культуре, искусству, истории и т.д., которые находят применение на занятиях; Мультимедийные презентации, которые позволяют самостоятельно готовить материалы для демонстрации
Ожидаемые результаты повышение уровня усвоения материала. Каким образом?
Реализация деятельностного подхода в обучении предмету позволяет сделать учащегося соавтором учебного процесса: Появляются новые формы учебной работы с использованием ИКТ;интеграция предметных знаний по филологическим и естественно-научным дисциплинам позволяет школьникам под руководством учителя создавать собственные электронные средства обучения и контроля.
Преимущества мультимедийных средств мобильное использование аудиовизуальных средств обучения;организация усвоения знаний, умений и навыков школьников на различных его этапах;реализация личностно-ориентированного подхода при отборе и структурировании учебного материала урока;использование на уроках различных типов и видов (как традиционных, так и нестандартных);удобство в хранении.
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное Проектные технологии с использованием ИКТ - модель обучения, в которой филологическая цель реализуется благодаря использованию программы «Intel® Обучение для будущего»
Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся: В электронное пособие вошли учебные проекты, представленные учителями Запорожской области на областной конкурс учебных проектов по литературе (по программе «Intel® Обучение для будущего»), посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.
Ресурсы Интернета при обучении русскому языку и литературе используются для включения материалов сети в содержание урока;самостоятельного поиска информации учащимися;организации самостоятельного и дистанционного обучения;письменного общения с носителями языка;внеклассной работы по предмету.
Сайты электронных библиотек www.lib.ru – Библиотека Максима Мошковаae.lib.narod.ru – Библиотека мировой литературы (оригиналы и переводы)pergam.chat.ru - Античная литератураukrlib.com - Электронная библиотека “Джерело”ukreenter.com – Библиотека украинского центраchl.kiev.ua – Национальная библиотека Украины для детей с виртуальной библиографической справкой
Актуальные вопросы преподавания предмета, новинки методики на сайтах: www.pushkin.edu.ru www.mapryal.org www.gramota.ru www.philolog.ru
Справочно-информационный портал «Русский язык» Образовательное направление в работе портала «Русский язык» — один из самых главных и социально значимых компонентов, т.к. предполагает развитие информационных технологий, создание основ единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования, формирование корпуса электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования; формирование основ открытого образования.
Дистанционное обучение Обеспечение дистанционного обучения с использованием электронных учебных пособий;включение учащихся в существующие в Интернет-пространстве программы ДОобразовательные порталы
Внеклассная работа олимпиады;конкурсы;занимательная лингвистика;виртуальные экскурсии;конференции;сценарии …
Презентация опыта работы учителя
Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка способствует:
Сегодня особенно остро дает о себе знать конфликт между знанием и информацией Поэтому так важно изнутри самого Интернет-пространства выработать «противоядие» антизнаниевым, антимыслительным способам работы и создать образовательный Мета-Интернет, нацеливающий учащихся на овладение новыми типами знаний и новейшими способами работы со знанием
Адреса нового опыта: Эпистемотека – один из новых образовательных проектов, который выстраивается в настоящее время в Интернете для московского экспериментального образования.В отличие от других образовательных порталов, эпистемотека ориентирует учащегося на освоение новых способов работы со знанием, осуществляя проведение границ между знаемым и незнаемым сквозь всю толщу разросшейся цифровой среды.
В пространство эпистемотеки можно направить любой вопрос, и на него не просто помогут найти ответ, но создадут условия, позволяющие выработать совершенно новое знание – такое, которого еще ни у кого нет.В этом плане огромное значение будет иметь система адресной экспертизы, развернутая в эпистемотеке.
Учащийся, обращаясь в эпистемотеку со своим вопросом, получает возможность пройти следующие уровни экспертизы:
Эпистемотека позволяет Организовать коллективное мышление учащихся, направленное на получение нового знанияРезко расширить поля коммуникации, организуя школьникам доступ к самым разным экспертамВыводить учащихся к границам современного знания и показывать, что сегодня человечество знает, а чего оно не знаетУчить ставить и решать проблемыСоздавать команды и коалиции под разработку и реализацию исследовательских программ и проектовПроделывать все это с любой школьной аудиторией, а не только с отдельно взятыми одаренными детьми.